Бресилиан

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Бресилиан » Эльфы » Эльфы и Христианство


Эльфы и Христианство

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Источники: Л. Кораблёв; С. Шабалов
Автор Статьи: Ekthelion
Взято:http://alfirin.ru/journal-11/Ektelion01.html

Как относятся эльфы к Христанству, и как относилось Христианство к эльфам в разные эпохи? Вашему вниманию предлагаются различные версии, рассмотренные автором статьи.

Традиционная точка зрения состояла в том, что эльфы – это падшие ангелы.

В незапамятные времена дьявол восстал против бога и был низвергнут. Вместе с ним пали и поддерживающие его ангелы.

"Ученые Средневековья предполагали также, что прародительницей фей и эльфов была Лилит".

Они легко меняют свои облик: "Часто,  себе сотворив из воздуха тело. Демон является к нам и с нами ведет разговоры". Гальфрид из Монрута.

Католический писатель 11в. Бурхарт Вормский: "Некоторые, оказавшихся в путах дьявола, утверждают, что скачут по ночам на зверях вместе с полчищем демонов, тех самых, которых в народе называют стригами и хальбидами. Другие считают, что есть на свете дикие женщины, которых называют "лесными".

Что впрочем, не удивительно ведь эльфы были богами язычников. "Королевой колдовства и ночи. Морганой и Дианой, Бригитттой, Мелузиной, Керидвиной, Гекатой и Артемидой, Королевой неба и иного  мира меня люди называют".

А как мы "знаем" вси Бози язык суть бесове."

И не случайно поэтому, что по одному из преданий Эльфов в их последнем убежище на Прекрасном Западном острове изгнал св. Патрик. "Было так, пока не явился к ним Святой Патрик, который великим был человеком. Он изгнал Мананнана вместе с дурным его племенем."

Да и "Святая Матерь-Церковь" всегда ограждала своих верных чад от тлетворного влияния бесовского. Верные слуги Божьи, братья-инквизиторы стояли на страже Мира Людей. Из обвинительного заключения Алисон Пирсон. Сожгли в 1586. "Алисон Пирсон признана виновной  в колдовстве и общении со злыми духами. На протяжении многих лет она наведывалась и обращалась к королеве Эльфама и имела друзей при этом дворе."

Дело Бесси Данлоп  из города Линна. Сожжена в 1576. В обвинительном заключении говорится: «…она призывала демонов и пребывала в близости с ними, когда считала это нужным, ее посетила королева Эльфрама."

И на сладкое. В обвинительном заключении Жанны де Арк (сожжена в 1431) сказано: "Вместе с другими девочками она украшала дерево (майское Э.) венками, танцевала под ним, пела песни. У источника рядом с Деревом ей являлись святая Катерина и святая Маргарита, которые с ней беседовали. На вопрос верит ли она, что феи - это злые духи отвечать отказалась".

Серые ангелы

По другой версии, распространенной прежде всего среди крестьян, Эльфы - серые (робкие) ангелы.
Начну, конечно, с этой цитаты: "Известна легенда о святом Михаиле, в которой говорится, что эльфы ни кто иные, как особая разновидность ангелов и существуют в действительности". Согласно этой легенде, ангелы вовсе не представляют собой две враждующие партии- одна за Бога, другая против. "В этой войне были и неприсоединившиеся, - утверждает легенда.- Те из неприсоединившихся, кто склонялся к Люциферу, заключены были в особые темницы до Судного дня. Те же, кто склонялся больше к Богу, но в открытую борьбу с силами зла не вступил, посланы были с небес на Землю как бы в изгнание, причем одни прибывают в Земном раю, другие в различных местах Земли, населенных людьми. Здесь они должны претерпеть некоторые муки до конца мира, после чего будут прощены и возвращены на Небо. Этих нейтральных изгнанников можно иногда видеть. Часто люди видят их в больших количествах; с виду похожие на женщин, они танцуют и играют в темноте. Они зовутся эльфами и часто приходят в города; день обычно проводят в лесах, ночь же на высоких холмах. Это злосчастные духи, изгнанные с Небес. И в Судный день многие из них обрящут покой". Патрик Кеннеди известный собиратель ирландского фольклора писал в 1866:  "Всеобщее верование крестьянства состоит в том, что  феи и эльфы - это те ангелы, которые открыто не присоединившись к сатане в его восстании, не стали сопротивляться ему. Их будущая участь будет определена в Судный день».

О таких ангелах пишет Данте:
"Ангелов дурная стая,
Что, не восстав, была и не верна,
Всевышнему средину соблюдая.
Их свергло Небо, не терпя пятна,
И пропасть Ада их не принимает,
Иначе возгордилась б бездна».

Эти ангелы были осуждены жить на Земле. Они то и стали эльфами и феями.

Однако возникает вопрос, если эльфы и феи духи, будто падшие или робкие ангелы, почему они  обладают телами, едят и пьют, заводят детей?

В связи с этим  интересны  также представления о феях и эльфах как о существах, лишенных души.

Уильям Батлер Иейтс писал: "Страна фей счастливая, но бескровная и обречена, едва лишь трубы возгласят Страшный суд, растаять как яркий, но призрачный мираж». Парацельс в своем Трактате "О нимфах, сильфах, пигмеях и саламандрах" ( 1566) полагал, что "все они на самом деле дикие существа, отчасти похожие на людей, поскольку едят, говорят, имеют тело рожают детей и умирают, нет у них лишь души и этим и объясняется, почему им так интересны люди, ведь для того чтобы получить душу и бессмертие на небесах они должны вступить в брачный союз с человеком".

Примерно то же утверждал   скандинавский ученый  17 в. Торфеус. Он писал "эльфы и феи вовсе не плод досужей фантазии, а действительно существуют, они такие же божьи создания, как и ангелы, добрые и падшие, у них есть два пола, как у людей и они могут размножаться. Это доказывается многочисленными сказаниями об их брачном сожительстве с людьми. Среди них, как и среди любого народа есть богатые и бедняки. И по нраву они тоже бывают всякими: злыми и добрыми, веселыми и печальными. Они спят и бодрствуют, едят и пьют, и вообще ничем не отличаются от людей, кроме того, что они - духи".

Подобной точки зрения придерживался и известнейший исландский друг эльфов Йоун Гвюдмундссон Ученый, который не считал эльфов ангелами, а созданиями из плоти и крови: "Некоторые эльфы хотели крестить их общих с людьми детей, чтобы дать  им возможность получить бессмертные души , и иногда они ставили условием, что такой ребенок должен принять постриг".

Поэтому другой  знаменитый исландский эльфист, Эйнар Гвюдмундссон из Стадюра в своем "Эльфописании" указывал: "Сокрытый народ не является родом духов, но скорее это создания из плоти, кои сотворил Бог".

Теперь посмотрим на факты, в пользу этой версии.

1) Эльфы признают единого бога. "Скажи, есть ли еще бог над нашими богами?" - Спросил тогда Энгус.

"Воистину да, - отвечал Мананнан, - и это единый Господь всевластный, что способен проклясть наших богов, а они не в силах повергнуть его - великий властелин, что сотворил небеса, и твердь, и море со всеми его чудесами, и все четыре всевластных стихии".

"Гость несколько повременил у дверей и сказал : "Бог в дом".

2) Нуждаются в Спасении, а многие Эльфы Исландии, как их описывает Л. Кораблёв, признают Христа - Спасителем.

Например, эльфа поёт песнь юноше и учит его ей:

"Князь высочайший мира Небесного, Спаситель избранной души, Тебе в поклоненье возношу я хвалу высочайшую..."

"Двое детей играли на берегу реки, и вдруг из реки показался нокке (водяной эльф). Он взял в руки арфу и запел. "Водяной, водяной, чего ты поешь, ведь ты все равно не спасешься, - сказали ему дети. Услышал это водяной и перестал петь и горько заплакал. Дети вернулись домой, и рассказали все отцу. А отец их был священник. Он побранил детей и сказал, что они поступили неправильно. Велел вернуться к реке и утешить нокке, сказать, что он будет спасен вместе со всеми. Дети вернулись к реке. Водяной сидел на прежнем месте и плакал: «Милый нокке, - сказали они, - не плачь. Наш отец говорит, что ты будешь спасен вместе со всеми». Нокке сразу перестал плакать, схватил свою арфу и играл для детей до самой ночи".

3) Нуждаются в Искуплении. Девочка, слышит псалом эльфы:

"Иисус, мой брат в Царствии Небесном,
Добрый мой Исцелитель,
Храни меня подле себя!»

Признавать Христа своим Исцелителем, значит нуждаться в исцелении. Есть указания на желание эльфов крестить их общих с людьми людей, или даже отдать их в монастырь. "Ее мать всегда посылала за ним (Модаром), чтобы принимать роды у Сигню, и чтоб крестить родившихся полуэльфийских, полулюдских детей".

Более сильная и страстная история повествует о человеке из Гейрфухласкер, который прижил с эльфой ребенка и отказался признавать отцовство, когда ребенка собрались крестить. Эльфа прокляла человека и превратила его в свирепого кита. Но кирха все равно получает кусок красной ткани, которым накрыта колыбель и из нее впоследствии шьют напрестольную ткань или одеяние священника. По другой версии, эльфа не проклинает человека, но невидимые руки просто забирают колыбель и слышен сильный плач, звук которого удаляется в сторону моря»; "И иногда они даже ставили условием, что такой ребенок должен принять постриг". "Как-то раз фея по имени Этне пошла с подругами купаться. Недалеко стояла часовня, у входа Этне  заметила седого священника, который усердно молился. Увидев девушку, священник поздоровался и стал её расспрашивать, кто она и откуда. "До сей поры была я из племени богини Дану,- сказала Этне, а отныне мы будем с тобой из одного народа". "В добрый час ты пришла, ответил священник, - и не пристало мне отвергать того, кто желает быть божьим человеком". Они вместе помолились, поели и стали жить душа в душу. Прежние братья и сестры Этне - феи и эльфы, долго разыскивали её, а когда нашли, принялись звать к себе. Но не захотела Этне возвращаться. "Отныне ни с кем не буду я из племени богини Дану, - пропела она, - Отныне посвящу я Иисусу тело мое и душу". Тогда испустили феи и эльфы горестный стон, оплакивая свою потерю. Больно ей было слышать этот плач, попросила она священника окрестить её и отпустить ей грехи. Священник так, и поступил и нарек девушку её собственным именем. Но и после этого Этне тосковала так сильно, что по прошествии двух недель умерла. Сам св. Патрик прижал к своей груди голову девушки, и отлетела её душа небу".

4) Участие в религиозных обрядах и наличие священства. "Они также христиане, у них есть священники и епископы, они сочиняют поэмы и гимны, отрывки из которых стали известны людям. По воскресеньям в хорошую погоду можно видеть, как они идут в кирху или же, как свидетельствуют некие люди, эльфийская скала открыта, великолепные огни сияют внутри и эльфийский епископ стоит в полном церковном облачении перед алтарем".

Ауртни Эльфийский был священником. Даже серебряные кресты и потир, подаренные эльфами (о нем упоминает Леди Мелиан) свидетельствуют об этом. Ведь Крест, по св. отцам "орудие Спасения, мы носим крест в знак Победы Христа над смертью и дьяволом". А потир - это чаша для Причастия. Зачем бы эльфам потир, предмет с очень специфическим назначением, если не для эльфийской Евхаристии?

Крайне показательна знаменитейшая вещь про Томаса Лермонта и королеву Эльфов.

а) Королева отвергает, что она Дева Мария.
"Я не Царица Небес, о нет,
Не забиралась я так высоко".

б) Считает связь с Томасом грехом
Т. "Дай мне ныне, и возлечь с тобой.
К.Э. "Я говорю тебе наверняка, погубит грех всю мою красу".

"Если со мной ты согрешишь, меня замараешь ты, муж земной".

(Шабалов указывает в примечаниях, что "в подлиннике поэмы а marre - исказишь, обезобразишь", (что и произошло с королевой. Но мне захотелось передать это созвучным русским словом, которое может нести тот же смысл").

в) Не боится креста и св. Троицы.

" …страшна,
Огромна сделалась госпожа.
Он решил - дьяволица она.
Он тотчас стал её заклинать
Именем Троицы Пресвятой,
Чтобы не приближалась опять,
Но исчезла бы с глаз долой".
К.Э. " Томас в том нет нужды,
Я не исчадье ада поверь,
Ныне я стражду из-за тебя".

г) Не любит дьявола

Наутро ада и лжи господин,
Придет за данью в этот народ ,
Ты статный и знатный такой один -
Уверена, он тебя изберет.

(Прошу обратить внимание: идея, что Сатана собирает с эльфов дань раз в семь лет не только в этой поэме встречается. Толкиновский Финрод был бы в ужасе).

Я больше того скажу, есть свидетельства позволяющие точно указать какой именно христианской она была.

К.Э. "Ты видишь вон тот широкий путь,
Ведет он в гору, что выше всех?

Но на небо тот путь, когда-нибудь
Приводит грешных, избывших грех."
"Ты видишь и третий путь,
Он под зеленой лежит травой?
Тот путь не охнуть ,не вздохнуть –
Где грешники грех искупают свой".

Проще говоря, королева эльфов излагает очень специфическую религиозную доктрину - о чистилище . Т.е. она однозначно - католичка.

Таким образом, мы с уверенностью можем заключить, что свидетельств в пользу версии "среди эльфов были христиане" много. Более того, эти свидетельства не противоречат известным научным фактам. Лично я склоняюсь в пользу того, что среди эльфов, существ из плоти и крови, как и среди других народов были как язычники, так и христиане.

А какой версии придерживаетесь, Вы?
Подожду, что ответят другие эльфы, а потом напишу свое мнение!

0

2

Поддерживаю.Было засвидетельствовано крещение эльфийки в часовне Св. Патрика.Также, были и свидетельства о том, что эльфы язычники.

0

3

Атланор написал(а):

Поддерживаю.Было засвидетельствовано крещение эльфийки в часовне Св. Патрика.Также, были и свидетельства о том, что эльфы язычники.

Атланор, можно по-подробнее: Размести тут некоторые свидетельства о том, что эльфы язычники я впервые слышу об этой версии.

0

4

Я был знаком с одной простой женщиной, которая постоянно молилась. Она посвятила себя Богу, она верила в то, якобы эльфы это нечисть, от которой надо избавляться. Узнав, что я отношусь к эльфийской расе, женщина стала вести себя неадекватно...

0

5

Хм, больше на фанатика похожа, чем на верующего..

0

6

Атланор написал(а):

Хм, больше на фанатика похожа, чем на верующего..

Правильно ты подметил, Атланор!
Она ходила в какую-то христианскую секту. Я был знаком с ее сыном, он был младше меня на один год. Он также как и его мать был фанатиком христианства. Но однажды он у меня спросил: "Ты эльф" я сказал "Да, я эльф" и тогда я узнал, что оказывается этот мальчик тоже был эльфийской крови, но тщательно это скрывал от своей матери. Мы с ним стали лучшими друзьями, и (Это наверное покажется фантастикой)даже вспомнили друг-друга из прошлой жизни. Он был менестрелем из народа Нолдо. Мы старались никому не рассказывать о своем эльфийском происхождении(Чтобы не поползли слухи, мол мы сумасшедшие) Но случилось так, что тайна была раскрыта. Мама моего друга узнала, кем он является на самом деле. И обвинила меня( Мол если-бы не я, ничего бы не случилось и ее сын был-бы таким, как все)
Вскоре она насильно отдала его в какой-то детский христианский клуб(или секту, вообщем что-то в этом роде) с этих пор наше общение прекратилось...
Я не понимаю одного: зачем навязывать людям свою религию? Каждый субъект имеет право на выбор, а она чужая мне женщина будет рассказывать как я должен вести себя, а как не должен. Это глупо и смешно!

0

7

Ломэнандаро написал(а):

Видя таких фанатиков - лучше быть не с Эру, а с Учителем. Другое дело, у Мелькора Звёздного тоже есть тупые поклонники.
Но, хоть я и не воин в этой жизни, в моих руках лично достаточно силы, чтобы отправить наглых фанатиков. указывающих, что делать мне или моей малютке Гэллаис, к их любимому Эру.
Подпись автора
Невыносимо эльфу среди людей...

Это прекрасно, то, что Вы так любите своих сестер. У каждого эльфа в этом темном и не справедливом мире должны быть те, кто его поймут. Ломэнандаро, Вам очень повезло.

0

8

Ломэнандаро написал(а):

Анэйринэлл написал(а):

Это прекрасно, то, что Вы так любите своих сестер. У каждого эльфа в этом темном и не справедливом мире должны быть те, кто его поймут. Ломэнандаро, Вам очень повезло.
Подпись автора
Старший эльф, хранитель

Не столь уж повезло - чувствую, что Гэллаис я не нужен, она не поймёт меня... А всё христиане и современщина...
Подпись автора
Невыносимо эльфу среди людей...

Ну она же твоя сестра, Ломэнандаро. В ваших жилах течет одна кровь, а значит вы должны понимать друг-друга. Да, у некоторых христиан есть свои "заскоки", но с этим нужно смириться. Мой тебе совет: Поговори со своей сестрой. Расскажи ей об эльфах, расскажи насколько сильно ты ее любишь... Я уверен она тебя поймет!

0

9

Библия эльфов

Многие эльфы до сих пор считали будто «Библии эльфов» не существует. К числу последних относился и я. А всех утверждавших обратное – называли еретиками, эльфийскими сектантами, и последователями блаженного Миримаса. И все они подвергались насмешкам и гонениям со стороны своих эльфийских собратьев. Но не так давно на просторах всемирной паутины нашёлся довольно любопытный фрагмент древней рукописи, на который ссылался в своё время эльфийский первосвященник преподобный брат Миримас. В нём содержатся выдержки из той самой загадочной «Библии эльфов». Сохранилась ли в наши дни сама «Библия эльфов» в полном объёме – так до сих пор и остаётся загадкой, решать которую предстоит уже эльфам нашего поколения.
(Комментарий эльфоведа-любителя Тома Бомбадила)

Писалось это от лица священника и летописца при дворе Его Величества, Императора Людей. Так что тут будет немного пропаганды Света.

История Эльфов

«Когда Бог создал мир, посмотрел на него и увидел... Ничего. Там не было ничего. И стало тяжко у Него на душе. И тогда решил Он разукрасить мир Свой чем-то прекрасным. И взял Он немного Света, немного Жизни и свой волосок. И смешал Он все это. И создал Бог Эльфа. И наделил Он Эльфа красотою Своей и мудростью Своей. И послал Он Эльфа на Коллисандросс, дабы украсил он его.
Очнулся Эльф. Огляделся он и на сердце его было тяжко. Ибо мир был пуст.
Тогда вспомнил Эльф слова Бога: «Создал Я тебя по образу и подобию своему. И посылаю Я тебя на Коллисандросс дабы украсил ты Мой мир и потомки твою будут смотреть на тебя и понимать: без тебя не было бы мира сего.»
И встал Эльф и увидел он поляну. И подумал Эльф, и преобразил мысль свою в магию и на поляне выросла трава, а посередине – Озеро, настолько глубокое и настолько красивое, на сколько глубока мудрость Эльфа и на сколько прекрасен сей Эльф. А вокруг озера того – лес, который сохранит мудрость и красоту Озера. И поселился Эльф у Озера того.»
Библия Эльфов, книга Создания Мира (5:10-20)

«И встали Перворожденные Эльфы. А против них – Альвы. И была битва. И когда конец битвы был предрешен, явились на поле боя Черные Гномы. И склонили перевес на сторону Альвов. И тогда явились Северные Эльфы и встали на сторону Перворожденных Эльфов.
А орки увидели битву эту и зашли они в леса Северных Эльфов и Перворожденных Эльфов. И начали жечь леса эти. А на сторону Перворожденных стали Люди. И когда битва закончилась, бежали Черные Гномы и ушли Альвы. А тела их и оружие их пропало. И пошли Эльфы Света гнать орков из своих лесов.»
Библия Эльфов, книга Войны Эльфов (3:15-24)

Язык Эльфов

Язык эльфов – самый прекрасный язык во всем Коллисандроссе. И самый сложный. Нет смертного, который знал бы хоть слово на этом языке. Нет человека, который услышав этот язык, не хотел его узнать, настолько он прекрасный.
Язык эльфов делится на два диалекта. Древний и Новый. Для уха человека особой разницы нет. Но для эльфов это два языка. Сами эльфы говорят: «Древний для мудрости нашей, Новый для красоты нашей». Многие мудрецы толкуют эту фразу по-разному. Я же толкую ее так: на Древнем диалекте пишут книги, на Новом диалекте они разговаривают.

Традиции Эльфов.

Любой праздник эльфов проходит строго по традиции. Любой совет эльфов проходит строго по традиции. Любой день эльфов проходит строго по традиции. Точнее сказать, эльфы помешаны на традициях. Как делал Первоэльф, так делают и они. И просыпаясь, каждое утро, первым делом они смотрят вокруг.
Религия Эльфов
Эльфы верят в Бога Единого, Имя которого произносить нельзя, Имя которого запрятано в имени мира. Но вера их не приняла ту фанатичность, которой наполнена вера людей. Так же, у эльфов священна личность Первоэльфа, и многие традиции пошли с его времен.

Магия Эльфов

Перворожденные Эльфы
Магия Перворожденных прекрасна, как сам мир. Это магия Света, магия Жизни и магия Природы. Но если подумать что эта магия направленна только на добро, значит ошибиться. Ибо Перворожденные Эльфы прекрасно владеют боевой магией Света и Природы.
Северные Эльфы
Когда средний сын Первоэльфа ушел искать новые леса, увидел он северный лес во время зимы. И сердце его осталось вместе с ним. И он поклялся узнать об магии этого места все, что только можно.
И он начал учиться. Но сквозь свою учебу, забыл он магию своего Предка, Первоэльфа, магию Света. Но познал он другую магию – магию Воздуха.
Альвы
Когда предатели среди эльфов ушли, знали еще магию Света, Жизни и Природы. Но и магию Тьмы знали они, ибо заключили договор со Тьмою, и влились в Нее.
Но во время Великой Войны Против Людей они пользовались только магией Тьмы.

Сей документ в чуть более полном объёме можно найти по адресу:
http://wood-of-elfs.narod.ru/fan.html

Библия об эльфах

« Книга Бытия о сотворении людей говорит дважды: в главе 1 и в главе 2. Сравним эти тексты. Вот в главе 1: «26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его: мужчину и женщину сотворил их... 31. И увидел Бог, все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой...» А вот глава 2, где подводится итог сделанному, и Бог освящает седьмой день, то есть назначает его для отдыха. А дальше вот что: « 5. И не было человека для
возделывания земли. 6. Но пар поднимался с лица земли и орошал лицо земли. 7 И
создал Господь человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и
стал человек душою живою. 18. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку
одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. 22. И создал Господь Бог
из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку.24. И были оба наги.
Адам и жена его, и не стыдились». И получается, что Бог создавал человека дважды, создавал разных «человеков». Сначала - для владычества над всем живым (тех, кого создал по образу и подобию Божьему), а потом - для возделывания земли (тех, что из праха земного). Сначала - богоподобных, а потом - как бы несколько приземленных.
Нет, говорят библиоведы, не так: просто было два варианта Библии, и более поздние составители и редакторы объединили их, вот и получилась накладка... Вроде бы логично, но справедливо ли представлять древних книжников такими небрежными и примитивными? Есть факты из истории создания Библии, говорящие как раз об обратном, о необыкновенной въедливости древних богословов. И если они что-то включили в текст Библии, значит, не видели в этом противоречия. Итак, согласимся, что в книге Бытия о сотворении человека говорится
дважды. Человек-1 сотворен по образу и подобию Божьему для владения всем на
земле, а человек-2 - слеплен из праха земного, чтобы было, кому возделывать
землю в саду Эдемском. Для человека -1 - никаких ограничений, для человека-2 -
запрет есть плоды с древа познания добра и зла. Так что же? Речь идет - страшно
выговорить - о совершенно разных существах?»
Страшно поверить, но, как видишь, можно, мой читатель. Трудно ли
представить, что человек-1 - это и есть тот самый эльф, только - названный другим
именем?

«В Библии есть упоминания о других сущностях, входивших в контакт с
человеком. Так, в главе 6 читаем: «1. Когда люди начали умножаться на земле, и
родились у них дочери, 2. Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что
они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал, 3. И сказал Господь: не
вечно духу моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть: пусть
будут дни их сто двадцать лет. 4. В то время были на земле исполины, особенно с
того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали
рождать им. Это сильные, издревле славные люди».
Возникает сложная картина: люди, сыны Божии, и еще исполины. Три вида?
Или - два вида и метисы? И кто такие сыны Божии? Это не ангелы, которые суть
существа бесплотные, духовные. И действия сынов Божьих не позволяют
отождествлять их с ангелами. Так кто же? Не те ли, с кем Бог обсуждал поведение
Адама? «Глава 3. 22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная
добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева
жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно». Здесь Бог говорит: «один из Нас»...
Можно предположить, что в глубокой древности существовала на Земле, кроме
человеческой, как минимум, еще одна раса, наделенная превосходными
физическими и индивидуальными качествами (сильные, издревле славные люди).»
Но это - всего лишь книга, возразит мне историк, эту «неточность» всегда
можно отнести за счет пристрастности переводчика. А где же исторические
находки, подтверждающие, что на Земле действительно была вторая раса,
отличающаяся большой продолжительностью жизни? Что ж, читатель, - есть и
подобные находки.

«Известна легенда о святом Михаиле, в которой
говорится, что эльфы - не кто иные, как особая разновидность ангелов и
существуют в действительности. (!) Согласно этой легенде, ангелы вовсе не
представляют из себя две враждующие партии - одна за Бога, другая против. В этой
войне были и неприсоединившиеся, утверждает легенда. Те из
«неприсоединившихся», кто склонялся к Люциферу, заключены были в особые
темницы до Судного Дня. Те же, кто склонялся больше к Богу, но в открытую
борьбу с силами зла не вступил, - посланы были с Небес на землю как бы в
изгнание, причем одни пребывают в Земном раю, другие - в различных местах
Земли, населенных людьми. Здесь они должны «претерпеть некоторые муки» до
конца мира, после чего они будут прощены и возвращены на Небо. Этих
«нейтральных» изгнанников можно иногда видеть. Часто люди видят их в больших
количествах; с виду похожие на женщин, они танцуют и играют в темноте. Они
зовутся эльфами и часто приходят в города; день обычно проводят в лесах, ночь же
- на высоких холмах. Это - злосчастные духи, изгнанные с Небес. И в Судный день
многие из них обрящут покой». Ту же легенду вспоминает наш великий фантаст И.
Ефремов в «Часе быка», называя их «серые ангелы». А В. Калашников в своем
«Атласе тайн и загадок» даже назвал их имена: это Адрамелик и Ариэль, Ариок и
Рамиэль.
На эту же тему рассуждает и Леонид Кораблев, написавший «Маленький
трактат о том, как должно искать и находить пути общения с ныне сокрытым
светлым народом, то есть с истинными эльфами». Привожу здесь его слова:
«Эльфы научили людей культуре и искусству письма. Они способны проникать
разумом в будущее и читать мысли смертных... И обликом своим подобны они
идеальным людям высокого роста, но уж конечно, не «литературным крылатым
карликам». И далее: «Со времен принятия христианства одни люди считали эльфов
произошедшими от Адама, и, следовательно, просто сокрытыми смертными.
Другие же полагали их духами, изгнанными из рая, но недостаточно
провинившимися для того чтобы быть низвергнутыми в ад»
Не правда ли, похоже на историю толкиеновских нолдор - изгнанников?
Одни «пребывают в Земном раю» (часть эльфов осталась в Валиноре), другие - «в
различных местах Земли, населенных людьми» - эльфы-изгнанники, так и не
вернувшиеся в Благословенный Аман.

+1

10

Том Бомбадил написал(а):

Библия эльфов

Многие эльфы до сих пор считали будто «Библии эльфов» не существует. К числу последних относился и я. А всех утверждавших обратное – называли еретиками, эльфийскими сектантами, и последователями блаженного Миримаса. И все они подвергались насмешкам и гонениям со стороны своих эльфийских собратьев. Но не так давно на просторах всемирной паутины нашёлся довольно любопытный фрагмент древней рукописи, на который ссылался в своё время эльфийский первосвященник преподобный брат Миримас. В нём содержатся выдержки из той самой загадочной «Библии эльфов». Сохранилась ли в наши дни сама «Библия эльфов» в полном объёме – так до сих пор и остаётся загадкой, решать которую предстоит уже эльфам нашего поколения.
(Комментарий эльфоведа-любителя Тома Бомбадила)

Писалось это от лица священника и летописца при дворе Его Величества, Императора Людей. Так что тут будет немного пропаганды Света.

История Эльфов

«Когда Бог создал мир, посмотрел на него и увидел... Ничего. Там не было ничего. И стало тяжко у Него на душе. И тогда решил Он разукрасить мир Свой чем-то прекрасным. И взял Он немного Света, немного Жизни и свой волосок. И смешал Он все это. И создал Бог Эльфа. И наделил Он Эльфа красотою Своей и мудростью Своей. И послал Он Эльфа на Коллисандросс, дабы украсил он его.
Очнулся Эльф. Огляделся он и на сердце его было тяжко. Ибо мир был пуст.
Тогда вспомнил Эльф слова Бога: «Создал Я тебя по образу и подобию своему. И посылаю Я тебя на Коллисандросс дабы украсил ты Мой мир и потомки твою будут смотреть на тебя и понимать: без тебя не было бы мира сего.»
И встал Эльф и увидел он поляну. И подумал Эльф, и преобразил мысль свою в магию и на поляне выросла трава, а посередине – Озеро, настолько глубокое и настолько красивое, на сколько глубока мудрость Эльфа и на сколько прекрасен сей Эльф. А вокруг озера того – лес, который сохранит мудрость и красоту Озера. И поселился Эльф у Озера того.»
Библия Эльфов, книга Создания Мира (5:10-20)

«И встали Перворожденные Эльфы. А против них – Альвы. И была битва. И когда конец битвы был предрешен, явились на поле боя Черные Гномы. И склонили перевес на сторону Альвов. И тогда явились Северные Эльфы и встали на сторону Перворожденных Эльфов.
А орки увидели битву эту и зашли они в леса Северных Эльфов и Перворожденных Эльфов. И начали жечь леса эти. А на сторону Перворожденных стали Люди. И когда битва закончилась, бежали Черные Гномы и ушли Альвы. А тела их и оружие их пропало. И пошли Эльфы Света гнать орков из своих лесов.»
Библия Эльфов, книга Войны Эльфов (3:15-24)

Язык Эльфов

Язык эльфов – самый прекрасный язык во всем Коллисандроссе. И самый сложный. Нет смертного, который знал бы хоть слово на этом языке. Нет человека, который услышав этот язык, не хотел его узнать, настолько он прекрасный.
Язык эльфов делится на два диалекта. Древний и Новый. Для уха человека особой разницы нет. Но для эльфов это два языка. Сами эльфы говорят: «Древний для мудрости нашей, Новый для красоты нашей». Многие мудрецы толкуют эту фразу по-разному. Я же толкую ее так: на Древнем диалекте пишут книги, на Новом диалекте они разговаривают.

Традиции Эльфов.

Любой праздник эльфов проходит строго по традиции. Любой совет эльфов проходит строго по традиции. Любой день эльфов проходит строго по традиции. Точнее сказать, эльфы помешаны на традициях. Как делал Первоэльф, так делают и они. И просыпаясь, каждое утро, первым делом они смотрят вокруг.
Религия Эльфов
Эльфы верят в Бога Единого, Имя которого произносить нельзя, Имя которого запрятано в имени мира. Но вера их не приняла ту фанатичность, которой наполнена вера людей. Так же, у эльфов священна личность Первоэльфа, и многие традиции пошли с его времен.

Магия Эльфов

Перворожденные Эльфы
Магия Перворожденных прекрасна, как сам мир. Это магия Света, магия Жизни и магия Природы. Но если подумать что эта магия направленна только на добро, значит ошибиться. Ибо Перворожденные Эльфы прекрасно владеют боевой магией Света и Природы.
Северные Эльфы
Когда средний сын Первоэльфа ушел искать новые леса, увидел он северный лес во время зимы. И сердце его осталось вместе с ним. И он поклялся узнать об магии этого места все, что только можно.
И он начал учиться. Но сквозь свою учебу, забыл он магию своего Предка, Первоэльфа, магию Света. Но познал он другую магию – магию Воздуха.
Альвы
Когда предатели среди эльфов ушли, знали еще магию Света, Жизни и Природы. Но и магию Тьмы знали они, ибо заключили договор со Тьмою, и влились в Нее.
Но во время Великой Войны Против Людей они пользовались только магией Тьмы.

Сей документ в чуть более полном объёме можно найти по адресу:
http://wood-of-elfs.narod.ru/fan.html

Библия об эльфах

« Книга Бытия о сотворении людей говорит дважды: в главе 1 и в главе 2. Сравним эти тексты. Вот в главе 1: «26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его: мужчину и женщину сотворил их... 31. И увидел Бог, все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой...» А вот глава 2, где подводится итог сделанному, и Бог освящает седьмой день, то есть назначает его для отдыха. А дальше вот что: « 5. И не было человека для
возделывания земли. 6. Но пар поднимался с лица земли и орошал лицо земли. 7 И
создал Господь человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и
стал человек душою живою. 18. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку
одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. 22. И создал Господь Бог
из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку.24. И были оба наги.
Адам и жена его, и не стыдились». И получается, что Бог создавал человека дважды, создавал разных «человеков». Сначала - для владычества над всем живым (тех, кого создал по образу и подобию Божьему), а потом - для возделывания земли (тех, что из праха земного). Сначала - богоподобных, а потом - как бы несколько приземленных.
Нет, говорят библиоведы, не так: просто было два варианта Библии, и более поздние составители и редакторы объединили их, вот и получилась накладка... Вроде бы логично, но справедливо ли представлять древних книжников такими небрежными и примитивными? Есть факты из истории создания Библии, говорящие как раз об обратном, о необыкновенной въедливости древних богословов. И если они что-то включили в текст Библии, значит, не видели в этом противоречия. Итак, согласимся, что в книге Бытия о сотворении человека говорится
дважды. Человек-1 сотворен по образу и подобию Божьему для владения всем на
земле, а человек-2 - слеплен из праха земного, чтобы было, кому возделывать
землю в саду Эдемском. Для человека -1 - никаких ограничений, для человека-2 -
запрет есть плоды с древа познания добра и зла. Так что же? Речь идет - страшно
выговорить - о совершенно разных существах?»
Страшно поверить, но, как видишь, можно, мой читатель. Трудно ли
представить, что человек-1 - это и есть тот самый эльф, только - названный другим
именем?

«В Библии есть упоминания о других сущностях, входивших в контакт с
человеком. Так, в главе 6 читаем: «1. Когда люди начали умножаться на земле, и
родились у них дочери, 2. Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что
они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал, 3. И сказал Господь: не
вечно духу моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть: пусть
будут дни их сто двадцать лет. 4. В то время были на земле исполины, особенно с
того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали
рождать им. Это сильные, издревле славные люди».
Возникает сложная картина: люди, сыны Божии, и еще исполины. Три вида?
Или - два вида и метисы? И кто такие сыны Божии? Это не ангелы, которые суть
существа бесплотные, духовные. И действия сынов Божьих не позволяют
отождествлять их с ангелами. Так кто же? Не те ли, с кем Бог обсуждал поведение
Адама? «Глава 3. 22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная
добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева
жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно». Здесь Бог говорит: «один из Нас»...
Можно предположить, что в глубокой древности существовала на Земле, кроме
человеческой, как минимум, еще одна раса, наделенная превосходными
физическими и индивидуальными качествами (сильные, издревле славные люди).»
Но это - всего лишь книга, возразит мне историк, эту «неточность» всегда
можно отнести за счет пристрастности переводчика. А где же исторические
находки, подтверждающие, что на Земле действительно была вторая раса,
отличающаяся большой продолжительностью жизни? Что ж, читатель, - есть и
подобные находки.

«Известна легенда о святом Михаиле, в которой
говорится, что эльфы - не кто иные, как особая разновидность ангелов и
существуют в действительности. (!) Согласно этой легенде, ангелы вовсе не
представляют из себя две враждующие партии - одна за Бога, другая против. В этой
войне были и неприсоединившиеся, утверждает легенда. Те из
«неприсоединившихся», кто склонялся к Люциферу, заключены были в особые
темницы до Судного Дня. Те же, кто склонялся больше к Богу, но в открытую
борьбу с силами зла не вступил, - посланы были с Небес на землю как бы в
изгнание, причем одни пребывают в Земном раю, другие - в различных местах
Земли, населенных людьми. Здесь они должны «претерпеть некоторые муки» до
конца мира, после чего они будут прощены и возвращены на Небо. Этих
«нейтральных» изгнанников можно иногда видеть. Часто люди видят их в больших
количествах; с виду похожие на женщин, они танцуют и играют в темноте. Они
зовутся эльфами и часто приходят в города; день обычно проводят в лесах, ночь же
- на высоких холмах. Это - злосчастные духи, изгнанные с Небес. И в Судный день
многие из них обрящут покой». Ту же легенду вспоминает наш великий фантаст И.
Ефремов в «Часе быка», называя их «серые ангелы». А В. Калашников в своем
«Атласе тайн и загадок» даже назвал их имена: это Адрамелик и Ариэль, Ариок и
Рамиэль.
На эту же тему рассуждает и Леонид Кораблев, написавший «Маленький
трактат о том, как должно искать и находить пути общения с ныне сокрытым
светлым народом, то есть с истинными эльфами». Привожу здесь его слова:
«Эльфы научили людей культуре и искусству письма. Они способны проникать
разумом в будущее и читать мысли смертных... И обликом своим подобны они
идеальным людям высокого роста, но уж конечно, не «литературным крылатым
карликам». И далее: «Со времен принятия христианства одни люди считали эльфов
произошедшими от Адама, и, следовательно, просто сокрытыми смертными.
Другие же полагали их духами, изгнанными из рая, но недостаточно
провинившимися для того чтобы быть низвергнутыми в ад»
Не правда ли, похоже на историю толкиеновских нолдор - изгнанников?
Одни «пребывают в Земном раю» (часть эльфов осталась в Валиноре), другие - «в
различных местах Земли, населенных людьми» - эльфы-изгнанники, так и не
вернувшиеся в Благословенный Аман.

Очень интересная статья, Том
Есть над чем поразмышлять!

0

11

Ну... преподобный Миримас утверждал ещё и не такое. Он на пример доказывал всем, что якобы Леголас в фильме крестился и читал эльфийскую молитву над курганом орочьих тел в Рохане.

+1

12

Интересно... Да, тут и вправду есть пища для размышлений. И все же встает вопрос - кому верить? Или стоит слушать зов своего сердца? Или пока повременить, не принимая ничего, и ждать прямого ответа? Ох, что-то в последнее время я слишком часто стал откладывать все на "тот самый случай"...

0

13

Безымянный написал(а):

И все же встает вопрос - кому верить?


Только себе. И то не в полной мере.

0

14

Касательно эльфов и христианства я относительно давно высказался в ответ на спам-рассылку в социальной сети по поводу дня рождения Иисуса в русской православной трактовке от одной интернет знакомой, причастной к тематике эльфов. Так что, пожалуй, не буду заново изобретать велосипед и процитирую себя любимого ;)
Почему эльфу естественно быть язычником и неестественно быть монотеистом:
1) эльф в здоровом состоянии восприимчив и он попросту видит/чувствует различные души мира - богов (валар и майар) и уважительно относится к ним;
2) эльфу естественно видеть животных, растения, камни, вещи и т.п. живыми и одушевлёнными и не почитать их ниже себя;
3) эльфу не естественна рабская логика смирения, ведь здоровый эльф свободен и деятелен - он не опускает руки в трудной ситуации и не взывает к Господину (для него его нет);
4) эльфу не нормально сваливать все зло, свершённое им, на кого-то, полагая искупление таким образом;
5) эльфу не естественна логика всепрощения - если перед ним кто-то виноват ему естественно отомстить, или потребовать возмещения/в случае собственного поступка, эльф сам с достоинством несёт за него ответственность, принимая возмездие, или возмещая ущерб;

Это естественно и восприимчивому здоровому человеку, если он не забивает себе голову оторванной от мира философией. И это при том, что я считаю - нет ничего обязательного для всех эльфов и для всех эдейн. Каждый выбирает верить ли ему глазам и духу, или верить в идеи из книжки."

+1

15

Что же касается поздних трактовок веры и мировоззрения эльфов - то здесь стоит относиться с изрядным скепсисом к подобным данным. Ведь, когда читаешь языческие документы - эльфы воспринимаются либо как форма божеств, либо как такие особые люди, более близкие к богам. Тут можно обратиться к славянским источникам так же - всем известно, что Русь, так же как и Исландия, находилась на периферии развевающегося христианства, а потому даже после официального крещения языческий подход и языческие верования сохранялись.
Тут я хочу обратить внимание на русский образ лешего. Ведь образ корявого замшелого пенька - довольно поздний. До этого мы встречаем упоминание о народности, которая живёт по соседству с обычными людьми, но держится чащоб и прочих нетронутых хозяйственной деятельностью угодий. Есть и упоминания о смешанных браках - как правило леший ворует из деревни глянувшуюся девку. В этих же историях так же есть мотив, что при родах он бежит за человеческой повитухой. Этот мотив перекликается и с западноевропейскими сказками про фей/альвов, и с маорийскими сказками о вечноживущих лесных людях аитангах.
Судя по этим упоминаниях, можно предположить отсутствие института родильной помощи у этих народностей. То ли у них роды происходили крайне редко, то ли некогда развитая культура западных альвов деградировала в условиях лесной жизни.
Так вот, в русских сказках - лешие неизбежно воспринимаются как "нечисть", то есть - крестов не таскают и кости не целуют истлевшие. Есть упоминание о "деревне леших", в которой было идолопоклонничество. Так что всё это весьма относительно.
Можно предположить, что часть альвов, пожелавших тесно общаться с людьми, либо говорила с ними на их новом языке, либо переняла их веру. Могу сказать, что сейчас те квенди, которые желают дипломатично общаться с другими людьми, вполне спокойно в их терминах объясняют то, что сами назвали бы как-то иначе. Так я вполне могу говорить с искренне верующими христианами, применяя понятия "ангелы", "бесы", "Бог" и т.д. С материалистом так же можно говорить, но несколько труднее - по причине внутреннего отрицания многого.

0

16

В области христианизации эльфов здорово преуспел профессор Толкин, так как умело извратил изложение древней истории крайнего Северо-Запада (Гренландский континент - материковая плита, объединяющая о. Шпицберген, Гренландию и представляющая единое континентальное продолжение сегодняшней северной Европы - от Скандинавских Гор к Северо-Западу). Этот Гренландский континент можно проассациировать с древним краем Белерианд.
Толкин вплетает христианские мотивы в мораль квенди и преобразовывает их космогонию, пропуская через призму католицизма. Но если внимательно приглядеться к его текстам, то видно какие фрагменты были до обработки, или обработаны слабо. Со своей стороны могу сказать, что не встречал эльфа, уверенного в том, что католическое мировоззрение было ему присуще до знакомства с книгам Толкина в этой жизни.
Сам тоже не могу сказать, что бы была какая-то сила, почитаемая за Единого Творца за пределами мира. Эльфы - прагматики и не стали бы чтить такое явление, даже если бы предполагали его наличие. В случае с линдар, то приморские почитали за личных покровителей водных духов, но во главе пантеона стояло божество, аналогичное скандинавскому Одину. У лесных линдар это было проявлено ещё в большей мере - были и особые воины, служащие естественному отбору. Но тут кроме почитание стихии "закона джунглей" и господина ветра, добавлялось в первую очередь не почтение водных духов, а почтение стихии жизни. Хотя в случае с эльфами трудно прямо говорить о почтении и культе - ведь, хоть некую особую почтительность к Силам мы чувствуем, но сами взаимодействия правильно назвать дружбой. То есть, эльф дружит с силами мира, а не пляшет перед идолами. И эту разницу важно понимать. Путь эльфа - Служение. Служение своим личным покровителям, своим дружественным богам. При этом, хоть само приводимое мной понятие, наводит на ассоциацию с монашеством христиан, но в корне отличается от оного. Наш удел дружба и соавторство с Силами, наша сила - часть больших сил. Мы в своём бытие являемся более малыми духами в составе крупных Стихий, а потому когда мы делаем СВОЁ ДЕЛО - мы, в сущности, работаем как часть своей стихии, как руки своего бога. Таким образом мы делаем, что нам нравится и доставляет нам удовольствие, но так же и исполняем предназначение и в сущности работаем компонентами своих Стихий. Именно потому я вполне не чураюсь использовать слово Служение, хоть своих покровителей не вижу господами над собой.

Отредактировано Элентиримо (2013-10-20 14:03:03)

0

17

Вот тут я не согласен.Эльф - личность.И все мы разные.Кому-то ближе язычество, кому-то христианство.Вот к примеру, в ирландских свидетельствах встречается информация о том, что эльфы язычники.Но были случаи, когда эльфы крестились.

0

18

Атланор написал(а):

Вот тут я не согласен.Эльф - личность.И все мы разные.Кому-то ближе язычество, кому-то христианство.Вот к примеру, в ирландских свидетельствах встречается информация о том, что эльфы язычники.Но были случаи, когда эльфы крестились.

Внимательно прочитайте, я указал что прецеденты крещения возможно бывали.

0

19

Это я видел.Но я про то, что нельзя всех под одну гребенку.И насчет "нечисти".Людей всегда пугает неизвестное.А в то время, что им чуждо, таинственно - то и нечисть.

0

20

Атланор написал(а):

Это я видел.Но я про то, что нельзя всех под одну гребенку.И насчет "нечисти".Людей всегда пугает неизвестное.А в то время, что им чуждо, таинственно - то и нечисть.

Просто, если язычник всё, что выходило за представление об населённым людьми мире считал не человеком, то христианство принесло боязнь и пренебрежение. До этого просто не было бинарной логики - и понятия "нечисть", соответственно не было. Так что, всё это именно порождение христианской трактовки и стоит понимать как указание на непричастность к крещению.

Когда же я говорю о том, что естеству эльфа противоестественна христианская вера, я вполне учитываю индивидуальность каждого. Кто-то принимал эту веру, кто-то принял её сейчас. Но вера эта не проистекает из нашей сути, а сами постулаты её во многом противоречат гармоничному существованию в обитаемой реальности. Как минимум - восприятие мира, как чего-то грязного, а всего чистого и святого - "не от мира сего".

Эльфы древних дней могли печалиться о трагичных переменах в мире, но НИКОГДА не считали его ГРЯЗНЫМ, а себя - ПАДШИМИ и ПОРОЧНЫМИ. Тогда эльфы следовали своему естеству, тогда ему пытались следовать и люди.

Отредактировано Элентиримо (2013-10-28 08:05:28)

0

21

Богословы до сих пор не могут определиться, есть ли христианские мотивы в произведениях Толкина. Сам писатель определял свой мир как «дохристианский». Однако многие почитатели Толкина уверены, что тот лукавит, и, конечно же, «Властелин колец» – это религиозное произведение. Один из них – одесский художник Сергей Юхимов, оформивший книги Толкина под средневековые христианские миниатюры.

«Властелин колец» в основе своей произведение религиозное и католическое; поначалу так сложилось неосознанно, а вот переработка была уже вполне сознательной», – писал профессор Толкин в 1953 году о. Роберту Марри. Далее по тексту этого письма он признается, что убрал почти все религиозные культы из сюжета в процессе доработки. Такой ход говорит об уважении церковной веры, сдержанности и благоразумии автора, а не о «безбожии мира» Властелина колец.

Богослов Александр Казаков пишет:

Мир Толкина дохристианский, даже «дозаветный». Но даже в те времена, как и в ветхозаветных текстах, мы можем найти намеки, которые раскроются лишь в Божьих откровениях Нового Завета. В первую очередь это касается триединства Бога и Спасения. В мифах Толкина есть ангелы (светлые и падшие), есть Дьявол и присутствует Грехопадение, которое занимает одно из центральных мест в его творчестве. Книга подверглась критике со стороны, как это ни странно, именно христианских служителей (протестантов и православных). Главным образом этому послужило то, что в книге ни разу не упоминается Бог, и нет никаких прямых указаний даже на само Его существование.

Но христианские мотивы разбросаны по всему роману.

Так, Фродо – это истинный христианский герой, добровольно и смиренно взваливший на себя бремя Кольца, Великого Проклятья, из любви к миру и к ближним, принося себя в жертву, дабы избавить мир от Зла, даже ценой своих страданий, а может быть и жизни. Ему и его товарищам предстоит отчаянный путь «по лезвию ножа над огненной пропастью». Он не ищет славы себе и идёт отнюдь не ради чистоты совести и сохранения чести. Всё это не ради себя.

«Я хотел спасти Шир, и теперь он спасен, но не для меня», – говорит Фродо. Он надевает цепочку с Кольцом на шею, что напоминает нам нательный крест, который символизирует свой личный крестный путь на Голгофу. Кольцо также отчасти символизирует и грех, который каждый человек наследует от своего предка, ибо в Адаме «все согрешили и лишены славы Божией»

Христиане несут свой грех на Голгофу, где Исус уничтожает его, приняв Своей жертвой наше бремя. Ближе к концу похода сходства между судьбами Фродо и Христа становятся ещё более очевидными. В логове Шелоб, на границе с Мордором, Фродо становится, как и Исус, жертвой предательства. По мере того, как Фродо приближался к Роковой горе, Кольцо становилось всё тяжелее. Во время же восхождения на гору описывается, как под своей тяжестью оно пригибало Фродо к земле, что явно нам дает отсылку на крестный путь Христа. А поддержка Сэма напоминает нам о Симоне Киринеянине, который по приказу римских солдат понес крест Исуса, когда ноша сделалась непосильной.

Однако же, проделав долгий и трудный путь, Фродо «падает». Кольцо берет окончательно верх над ним, уже вися над огненной пропастью. Фродо теперь уже не в силах с Ним расстаться. Хоббит сломлен окончательно. Потеряв самообладание, он объявляет себя Властелином Кольца. «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим 7:18). Это ход Толкина очень важен, и он подробно его объяснил в своих письмах. Свое повествование Толкин подвергает твердой логике, смотря на падший мир глазами христианина-реалиста.

Как пишет Толкин, Фродо не хотел причинять вред Кольцу и был не способен уступить его Сэму ещё даже до того, как отправиться в поход. Но это абсолютно не умаляет заслугу Фродо как величайшего героя.

И тут мы подходим к одной из важнейших тем, которую стараются не видеть все христианские и нехристианские критики, которые по прочтении «Властелина Колец» заявляют о безбожности мира, о котором повествуется в книге. Спасает Средиземье не Фродо, хотя он и донёс Кольцо до Горы, и не Горлум, который, оступившись, рухнул в Пламя вместе с Кольцом, а Сам Господь, истинный Автор и Властелин мира. Недаром в английском языке the LORD означает не только лордов, феодалов, правителей, но и Самого Бога, т.е. наблюдается некая игра смыслов. На протяжении всей книги мы можем наблюдать, как Кольцо искушает людей завладеть им и назвать себя the Lord’ом, в то время как за спинами всех историей движет истинный и вечный The LORD всего Сущего, и о Нём ведают и помнят лишь немногие, кто не утратил мудрость.

0


Вы здесь » Бресилиан » Эльфы » Эльфы и Христианство


Создать форум