Самым известным Мировым древом бесспорно является Иггдрасиль – гигантский ясень скандинавской мифологии, являющийся осью, структурной основой мира, древом жизни и судьбы. Описания Иггдрасиля, «дерева лучшего», содержатся в многочисленных древних скандинавских текстах, прежде всего в Старшей и Младшей Эддах. Подчас они разнятся между собой, но в конечном итоге фактически складываются в мифологическое описание всего мироздания, как его понимали скандинавы.

Иггдрасиль соединяет собой все миры: мир богов (Асгард); мир людей и великанов; подземный мир, царство мертвых. У трех его корней, которые непрестанно гложут змеи и дракон Нидхёгг, расположены три источника: источник Мимира, Урд и Кипящий котел (Хвергельмир). Медвяный источник великана Мимира, «в котором сокрыты знание и мудрость», питает Мировое древо медом. Священным живительным медом пропитан весь Иггдрасиль. Возле Урда, чье название, видимо, должно быть переведено как «Судьба», живут три женских божества – норны, определяющие судьбы людей и поливающие дерево из источника. «И так священна эта вода, что все, что ни попадает в источник, становится белым, словно пленка, лежащая под скорлупой яйца.» (Младшая Эдда, Видение Гюльви).

Ветви Иггдрасиля раскинуты над всем мирозданием и определяют его предел в пространстве. Листья Древа щиплют четыре оленя. Объедают их и стоящие на крыше Вальхаллы, загробного царства павших в бою храбрых воинов, коза Хейдрун и олень «с дубовыми кончиками рогов» (Эйктюрмир). На самой вершине Древа сидит мудрый орёл, а между его глазами – ястреб «полинявший от непогоды» (Ведрфёльнир). В роли посредника, связующего звена между «верхом» и «низом» выступает белка «грызозуб» (Рататоск).

У Иггдрасиля собираются боги (асы) чтобы вершить правосудие, верховный бог Один привязывает к его стволу своего коня о восьми ногах Слейпнира.

Нетрудно заметить, что Иггдрасиль задает структуру мироздания как по вертикальной, так и по горизонтальной осям. Скажем, в вертикальной плоскости Мировое древо разделяет Вальхаллу, загробное царство избранных (эйнхериев), и Хель, место пребывания всех остальных усопших. При этом Вальхалла – это один из чертогов Асгарда, обители богов, упорядоченный и структурированный до состояния «рая», в то время как Хель – это еще и средоточие хаоса. С каждым из этих мест связаны свои младшие женские божества – дисы. В Вальхалле это валькирии, участвующие в битвах, определяющие их исход и отбирающие среди погибших наиболее доблестных воинов, которых они переносят в Вальхаллу и там прислуживают им. С Хелем связаны сестры норны, которые вырезают руны и прядут нити судеб всех людей.