Сейчас уже довольно сказано о том, какое наследие в памяти нынешних людей оставили тэлери. Те средневековые народы эльфов, которых восходят к этой ветке, уже разобраны досконально до меня. Мне же хочется поговорить о тех племенах «волшебного народа», в которых я предполагаю потомков нолдор. Если верить Толкину как источнику, то такой поиск бесполезен, так как все нолдор ещё в первые эпохи погибли или ушли за Море. Однако, мнение Толкина это лишь его мнение, а вот наличие довольно большого количества нолдор сейчас среди нас – факт. А значит, не всё так просто и где-то в мире нолдорская кровь должна была быть и достаточно недавно, раз она способна сказаться в нынешних эльфинитах. Раз так, то носители этой крови просто не могли не найти отражения в чьих-либо легендах. Поиском этих отражений (искажённых и не очень) я и хочу попробовать заняться в меру своих сил. Пока я могу выявить следующие легендарные народы предположительно нолдорского корня:

1. Свартальфар, «Тёмные альвы» скандинавской мифологии.

Сразу оговорюсь, что не верно путать цвергов (гномов, карликов) и свартальфар. В Эддах – как Старшей, так и Младшей – нигде не употребляются эти названия как синонимы. Оба народа живут в горах в тесном соседстве, оба искусны в ремёслах (и порой в этом друг сдругом конкурируют), но не более того. В Старшей Эдде есть слова:

Солнцем люди зовут,
а боги – Светилом,
Друг Двалина – карлики,
турсы – Пылающим,
Ободом – альвы
и асы – Пресветлым (с)Речи Альвиса

Как видите, два племени упоминаются поотдельности. Цвергам нигде родство альвам, ни Светлым, ни Тёмным, не приписывается, они совершенно отдельный народ.

В легендах говориться, что все свартальфар безобразны. Но для правильного понимания этой характеристики стоит обратиться к представлениям о красоте, которые были приняты у древних скандинавов. А эти представления были довольно просты и однозначны – чем белее кожа, светлее волосы и глаза, тем человек красивее. То есть, ужасно «безобразными» для скандинава должны были показаться существа с чёрными глазами и волосами, возможно довольно смуглые. Смуглость же, темноглазость и темноволосость и поныне нередко встречаются среди нолдор, и раньше встречались (чего нельзя сказать о других эльфийских народах). О альвах же сказано в Младшей Эдде:

Светлые альвы обликом своим прекраснее солнца, а темные – чернее смолы (с)О главных жилищах богов

Кстати, хромой кузнец Вёлунд, в некоторых источниках тоже причисленный к тёмным альвам, описан вполне «человекообразным» и даже красивым (по крайней мере, ему удаётся очаровать дочь своего пленителя), но – черноволосым…
Итого, что мы имеем в сумме? Некий народ альвов, живущий в горах или же под горами, склонный иметь тёмные глаза и волосы, любящий ремесленный (прежде всего – горный и кузнечный) труд и искусный в нём… Узнаёте? Вот и я о том же (1). Кстати, множественное число «альфар» образовано от слова «альв» почти как в Квэнья…

2. Чудь или «дивьи люди» уральских сказаний.

По легенде, чудь обитала под уральскими горами (являясь одновременно их хозяевами и хранителями) (2). В книге «Легенды Южного Урала» об этом племени сказано так:

Якобы жил на Урале народ с темной кожей, статный, красивый и мудрый, владевший тайными знаниями и сверхъестественными способностями (с)Легенды Южного Урала (2009 г.)

О них же:

Говорят, что чудь («дивьи люди», сирити) устроила целые подземные города, в которых до сих пор обитают представители некогда могущественного народа (с)Подземный мир Урала (2008 г.)

По описанию внешности, образа жизни и цивилизации дивьи люди практически ничем не отличались от скандинавских свартальфар. А потому комментарии излишни – они уже даны по поводу тёмных альвов. О чуди можно сказать всё то же самое. Если же вспомнить, что именно близь Урала (Мглистого Хребта) дольше всего сохранялись осколки нолдорской культуры – Эрегион, Ривендейл – то всё становится ясно (3).

Таков мой взгляд на то, в каких фольклорных образах людям мог запомниться народ нолдор. Разумеется, этот взгляд не полон, изучить фольклор всех народов мира невозможно. Это лишь то немногое, что известно мне. И разумеется, эти образы могут во многом быть искажены фольклорным восприятием и в чём-то не совпадать с тем, что было реально. Но с этого ракурса посмотреть на историю нолдор тоже, думаю, стоит. Тем более что и было это не так давно – каких-то пятьсот или тысячу лет назад. Надеюсь, что кому-то из ныне пробуждённых или пробуждающихся нолдор это будет полезно.

Риссэ Ломелэль Ангатинвэ, прозванная Анкалимэ.

*          *          *
(1) Льесальфар же – белокурых, практически не имевших контакта с людьми, наиболее близких богам и хранящих великое знание – в таком случае можно соотнести с ваниар… Но об этом – когда-нибудь в другой раз. Сейчас речь не о них.

(2) Именно легенды о чуди стали материалом для сказа Бажова о Хозяйке Медной Горы.

(3) Кстати, именно там, на Урале, в некоторых деревнях вплоть до революции сохранялось почтительное отношение как к чуди, так и к народу "навь" (местному аналогу цвергов).

Отредактировано Risse Lomelel Angatinwe (2013-09-19 17:24:52)