Кельтский фольклор

В старых кельтских знаниях феи являются бессмертными, живущие в древних курганах и холмах из камней. Холм фей, или шиан, увиденный снаружи, по-гэльски называется ноу (knowe), это слово означает курган или засыпанные землей руины замка. Если холм открывается, то его внутренняя часть называется бру (brugh), это слово переводится как «городок», «округ». Обыкновенно бру означает место, где проживает множество фей, а не одно семейство. Тульман (tulman) — гэльское наименование отдельного дома внутри холма фей. История о тульмане раскрывает, чем могут помочь хорошие манеры при встрече с феями, изображая последних в выгодном свете.

Чаще всего фейри селятся в холмах. Эти холмы называются «ноу» и делятся как бы на две части - наружную («Шийн») и внутреннюю («бру» или «тудмен»). Шийн представляет собой пещеру, а бру - залу с потолком, который опирается на колонны. В бру обычно проживают сразу несколько семейств фейри, а в тулменах обитают фейри-одиночки. Иногда можно увидеть вход в бру. Чаще всего такое случается в канун того или иного праздника - скажем, на Ламмас-тайд (7 августа). А вот на Холлан-тайд ( 11 ноября) к холмам лучше вовсе не приближаться: в ночь на 11 ноября фейри путешествуют между холмами по своим дорогам и тропинкам, раскинутым точно паутина. Вход в бру можно увидеть и в другое время, для этого нужно в полнолуние обойти вокруг холма девять раз - ни больше, ни меньше. И тогда взгляду предстанет то, что происходит внутри. Между прочим, на холмах, о которых известно, что в них обитают фейри, не следует строить жилые дома, церкви или замки, ибо фейри могут перенести эти строения на другое место.

Есть, однако, история на Западных Островах, как человек однажды привязывал свою лошадь или корову на ночь на одном зеленом холме, как вдруг из земли показалась голова и сказала ему привязывать животное где-то в другом месте, так как потом через это отверстие будет заливать дождь в "их" дом, и он уже почти попал в ухо одного из обитателей своим штырем от привязи.

Другому, кто имел привычку наливать грязную воду у двери, Феи сказали вылить ее в другом месте, поскольку она портит их мебель. Он переместил дверь в дальний конец дома, и хозяин процветал с тех пор. Феири были очень благодарны любому, кто содержал их дом в чистоте.

Уэльс Валлийский мир, примерно похож с Ирландскими фэйри живущими в земле. В валлийской сказке "Pwyll Lord of Dyved" от Мабиноги, сказано, что Аннуном(потусторонним миром) изначально управляли два соперничавших лорда, Арауна и Хавган. Тем не менее, сделка между Пвиллом и Арауном привело к тому, что Пвилл убил Хавгана в бою, и с тех пор Араун был единственным правителем, который правил волшебной страной. Тем не менее, в более поздних легендах и изданиях, Аннун становится землей мертвых, а его Царь почти всегда упоминается как Гвин ап Нуд.

Давным-давно, на каждый Новый год, на одной стороне высокой скалы рядом с озером появятся дверь. Те, кто входили обнаруживали, что она ведет в проход, который заканчивается на острове, что в середине озера. Этот остров был прекрасным садом, хранителями являлись гврагет аннун (gwragedd annwn) водные нимфы, которые ухаживали принося прекрасную еду для путешественников и рассматривать их как почетных гостей. Они предупредили, что нахождение двери была тайной, и что ничто не может быть взято из сада. Один смертный взял один цветок из сада, и как только он коснулся почвы земли, все остальные другие путешественники были изгнаны и дверь была закрыта, и никогда больше не открывалась.

Скандинавские предания

В прозе Эдда говорится об Иггдрасиль - исполинский ясень, в виде которого скандинавы представляли себе вселенную. Иггдрасиль покоится на трёх корнях. Под первым из корней находится источник Урд, у которого живут три норны. Их зовут Урд (прошлое), Верданди (настоящее) и Скульд (будущее), они поддерживают вечную свежесть и молодость дерева. Под вторым корнем — источник мудрости, возле которого живёт грозный великан Мимир, самый могучий из всех великанов, он стережёт воды источника и никому не даёт из него напиться. По легендам, Один отдал свой правый глаз, чтобы испить воды из этого источника. Под третьим корнем — источник Хвергельмир («Кипящий котёл» или «Источник, который звенит»), из которого вытекают все подземные реки.