(Перевод выполнен по изд.: Lebor Gabala Erenn/Ed. R. A. S. Macalister. Dublin, 1955. V. V.)

Теперь о захвате Ирландии гойделами и о том, что шло за чем в ту пору. Говорили мы об их странствиях со времен Яфета, сына Ноя, и Башни Немрода, покуда не оказались они у Башни Бреогана в Испании. А ещё о том, как пришли они из Египта, Скифии и Меотийских пределов по Тирренскому морю к Криту и Сицилии, и о том, как захватили они Испанию силой*. Сейчас расскажем вам, как прибыли они в Ирландию.

*(...захватили они Испанию силой. - Постепенно складывавшийся и очень неоднородный материал ирландской мифологической, генеалогической традиции (начиная примерно с VIII в.) - "Книга Захватов Ирландии" содержит много совершенно произвольных привязок местной традиции к мировому историческому и географическому пространству. Так, скифская родина гойделов появилась благодаря предполагавшемуся сходству названий Scythi и Scotti (латинское название ирландцев). Испания сделалась отправной точкой последнего путешествия к Ирландии, оттого что авторитет прекрасно известного ирландцам Исидора Севильского подтверждал созвучие Hibernia (латинское название Ирландии) и Iberia. Кроме того, ряд ранних источников считает Испанию ближайшей к Ирландии страной, которая, по общему мнению, помещалась между Испанией и Британией. Традиционная хронология, выводимая из производившегося составителями "Книги" подсчета поколений, относит описываемые в этом отрывке события ко времени около 1560 г. до н. э., что, естественно, никак не соответствует исторической реальности.)

Ит, сын Бреогана*, - вот кто первым узнал о ней. Раз пришел он один ясным весенним вечером на верхушку Башни Бреогана и принялся смотреть вдаль через море на северо-восток, покуда наконец не увидел вдалеке Ирландию. Спустился он тогда обратно к своим братьям и рассказал им об этом. И сказал Брего, сын Бреогана, что вовсе не было это землей, а лишь облаком на небе, и не желал он пустить туда брата. Но невозможно было удержать его, и тогда вывел Ит свой корабль в море и поплыл к Ирландии. Трижды пятьдесят воинов было с ним в ту пору. Наконец приблизились они к Зловонному Берегу Маг Ита, что у северного края Ирландии.

*(Ит, сын Бреогана - история об Ите и его первом плавании к Ирландии могла быть, по некоторым предположениям, включена в повествование с целью указать на присутствие в Ирландии гойделов еще до прибытия Миля (прародителя ирландцев), что было естественно в свете стоявшей перед составителями задачи - объединить общим происхождением разнородные этнические слои населения острова.)

И полагают мунстерцы, что таков был их путь. Отправился Ит через Корку Дуибне, через Киаррайге Луахра, через Луахайр Дедад, через Маг Клиах, через Эйле, через Тир Келл, через Миде, через земли Луигне, через Слиаб Гуайре, через леса Фернмага, через Фоссад Клайр, что у Фернмага, через вершину Слиаб Бетех, через Слиаб Тоад, через болото Тир Сирлайм, через земли Модорна, через Маг Ита, мимо берега Лох Фебайл, через Земли Нета к Айлех Нейт. Но говорят на севере, что отправился он, как сказано, в Ирландию и высадился у Зловонного Берега Маг Ита, что у северного края Ирландии.

Тогда вышли на берег люди поговорить с ним, и каждый поведал о себе на языке скотов. Славно было им знать, что все они из потомков Рифата Скота. И спросил Ит, какое было имя острова.

- Остров Элга называется он, - сказали ему, - и королями здесь Мак Куйлл, Мак Кехт и Мак Грене*.

*(Элга - "благородная", "прославленная". Мак Куйл, Мак Кехт и Мак Грене - правители Племен Богини Дану, сыновья Кермата, сына Дагда. По преданию, от копья Мак Куйла погиб бог Луг; он в свою очередь убил отца братьев, Кермата, узнав о том, что жена изменила ему с ним.)

Между тем собрались в то время мужи Ирландии у Айлех Нейт, После того как убили фоморы Нета, сына Иннуи из Айлеха. Там Делили три короля стада и владения короля Айлеха. Пошел Ит, сын Бреогана, из Корко Дуибне через Киаррайге, через Луахайр Дедад, через долину Клиу, через Эйлес на север земли Фер Келл, через Миде, через земли Луигне, через Слиаб Гуайре, через леса Фернмаг, через Фоссад Клайр Фернмага, через вершину Слиаб Бетех, через Слиаб Тоад, через Болото Тир Сирлайм, через земли Модорна, через Маг Ит к Айлех Нейт. Было там три короля - Мак Куйлл, Мак Кехт и Мак Грене - что приветствовали Ита, сына Бреогана, и рассказали ему о том, что делали.

Всех брегонов Ирландии превзошел Ит в хитрости и рассудительности, так что мог разрешить любой спор и тяжбу. И сказал он:

- Вершите дело по справедливости, ибо воистину хороши ваши земли: в изобилии здесь плодов и меда, злаков и рыбы, не донимает здесь ни жара, ни холод. Все тут найдется, что нужно.

Потом распрощался он с ними и отправился обратно к кораблю.

Вот что сказали ему вслед Племена Богини Дану. Говорили они, что приходился он сыном одному из великих королей и явился высматривать себе земли и владения на одном из дальних островов света. И сговорились тогда они погубить Ита. Послали они вдогонку за ним могучее войско, что поразило его насмерть на Маг Ита - оттого и получила эта долина свое имя. Другие же говорят, что добрался он до своего корабля и умер в море. Отвезли его люди тело Ита в Испанию. Так говорит повесть о Сыне Бреогана, которого погубили Племена Богини Дану за то, что прельстился он их владением - Ирландией. Отомстить за Ита и приплыли туда Сыновья Миля.

Так говорят ученые люди: тридцать шесть вождей гойделов было у них, что приплыли на тридцати шести кораблях. Четыре да еще двадцать слуг было с ними, и каждый на своем корабле, и с каждым еще по четыре да двадцать слуг.

Вот те шесть да тридцать вождей, что приплыли в Ирландию, как записал это Финтан, сын Бохра, под покровительством Финниана из Маг Биле и Колумкилле, и запечатлел Туан, сын Каирилла, в присутствии ирландцев и Финниана из Мат Биле*. И говорили они, что таковы имена тридцати шести вождей, что приплыли в Ирландию с гойделами: десять сыновей Брегона - в их числе Ит - Брего, Биле, Блад, Куалу, Куальнге, Фуат, Муиртемне, Эблео, Ит и Нар, Миль Испанский, единственный сын Биле, семь сыновей Миля**: Донн, Колпта, Аморген, Эбер, Ир, Эримон, Эрех Фебриа и Эреннан, самый младший из всех. Три сына Эримона: Муймне, Луйгне, Лайгне. И еще Палап и Ириал Фаид, сын Эримона. Четыре сына Эбера Финна: Эр, Орба, Ферон и Фергна.

*(...и Финниана из Маг Биле. - Этот пассаж весьма типичен для ирландской традиции. Финтан, сын Бохра, стоит у самых истоков описываемых в ней легендарных событий. Считалось, что он был одним из трех мужей, прибывших в Ирландию с первой группой переселенцев, спутниками Кессайр, за сорок дней до потопа. Укрывшись на вершине холма, Финтан пережил потоп, а затем, превращаясь в различные существа, был свидетелем всех событий в стране вплоть до прихода христианства и явился как бы связующим звеном между двумя традициями. Ссылка на авторитет героев древности, восстающих из могилы или каким-либо другим чудесным способом являющихся, дабы подтвердить истинность совершившегося, обычна для ирландских памятников. Финниан из Маг Биле ("Долина Дерева" - монастырь на территории Улада - совр. графство Даун) принадлежит к легендарной эпохе ирландского христианства и является одним из великих святых VI в. (умер около 579 г.).)

**(...семь сыновей Миля... - Имя Миля, легендарного предка гойделов, происходит от лат. Miles Hispaniae. Супругой его считалась Скота, что означает просто "ирландка". Она была дочерью египетского фараона и бежала вместе с гойделами, страшившимися его гнева за то, что они не приняли участия в погоне за иудеями. По поводу количества сыновей Миля в традиции существуют расхождения, связанные со сложными генеалогическими задачами, стоявшими перед разными поколениями составителей "Книги Захватов", а также с включением в число сыновей не только "исторических", но и целиком мифологических персонажей. Вполне вероятно, что сначала сыновьями Миля признавались только Эбер и Эримон, поделившие между собой Ирландию. Ненний в "Истории Бриттов" говорит о трех сыновьях (к Эберу и Эримону добавляется Ир). К концу IX в. к ним добавляются уже Донн, Колпта и Аморген, а еще несколько позже Эрех Фебриа и Эреннан (о параллельных традициях, помогающих прояснить архетип повествования "Книги Захватов", см.: O'Rahilly Т. F. Early Irish History and Mythology. Dublin, 1971. P. 198-199 и др.).)

А еще приплыл с ними Лугайд, сын Ита, могучий, храбрейший и славный воитель, дабы отомстить за своего отца. Вот какие вожди прибыли в Ирландию с Сыновьями Миля: десять сыновей Бреогана, восемь сыновей Миля, пять сыновей Эримона, четыре сына Эбера Финна и десять могучих героев. И еще приплыли в те края Гостей, Сетга и Ит, сын Бреогана. Ученые люди полагают, что не было с ними Миля, а другие говорят, что скосил мор этих трех королей, до того как оказались они в Ирландии.

Вот двадцать три слуги: Айдне, Ай, Ассал, Меде, Морба, Миде, Kуиб, Клиу, Кера, Саэр, Слан, Лифе, Лине, Лиген, Трайг, Дул, Адал, Аире, Десе, Дела, Феа, Фемен, Фера.

Да еще прибыл с ними Лугайд, сын Ита, могучий и храбрый воин, силою равный сотне, дабы отомстить за своего отца.

Таковы имена главных слуг, а вот имена остальных, о которых нечасто говорится в книгах: Медар, Ладар, Медон, Пида, Кат, Руис, Кайлна, Мад, Дена, Каха, Бонн, Финну, Кер, Коирхе, Медба, Айлим, Бир, Баскон, Форкна, Лугба, Сега, Сейлгенн, Сег, Map, Айг. Говорят, что кроме них были и у Эбера сыновья: Каур, Капа, Корунн, Эдор, Арб, Айрбе. А еще шесть сыновей было у Эримона: Эденн. Алан, Айне, Кайхер, Кайхер, Кернда. Нечасто говорится об этом потомстве.

Сорок восемь супружеских нар было с Сыновьями Миля, да четыре наемника, да Скота, дочь фараона, когда пустились они в путь по морю к Ирландии. И решили они ступить на берег у Инбер Скене*, ибо гласило пророчество, что завоюет оттуда Ирландию великое войско. Но всякий раз, как приближались они к Ирландии, чарами демонов вставал перед ними 6epeг того залива крутой горой. Три раза обошли они кругом всю Ирландию и наконец вышли на берег у Инбер Скене.

*(Инбер Скене - как было установлено, это не собственно ирландское название. "Скене" как название реки (inber "устье") было заимствовано у Орозия, обозначавшего так реку Шэннон. По ирландской традиции, Инбер Скене располагалось где-то неподалеку от устья реки, зовущейся сейчас Карран и вытекающей из Лох Луйгдех. Все предания утверждают, что Сыновья Миля высадились в Ирландии сначала у восточного побережья Мунстера, а затем у западного побережья Лейнстера.)

А Эреннан, младший из сыновей Миля, взобрался на мачту посмотреть, далеко ли от них до земли. И упал он оттуда, а тело его разнесло клочьями по морским камням. Свалилась голова Эреннана на грудь его матери, что сказала, вздохнув:

- Тот, кто послан от императора к императору, не дошел до того, к кому послан, раз не ушел от того, кто послал.

И случилось так, что поднялась в тот день великая буря и отнесла от остальных корабль, на котором плыл Донн*, сын Миля, и с ним двадцать четыре мужа, четыре наемника и двенадцать женщин, и утонули все у Песчаных Холмов, лежащих в море на западе, отчего и называется то место Дом Донна. На майские календы приплыли в Ирландию Сыновья Миля и отослали назад своп корабли на семнадцатый день луны. Умерла тогда Скене, жена Аморгена Глуингела, сына Миля - иные говорят, что еще звали ее Деллсанре. Вырыли ей могилу подле устья, а Эраннану с другой стороны. И была Скене одной из сеМи супруг сыновей Миля, что звались Tea, Фиал. Фас, Либен, Одба, Скота, Скене. Оттого и говорится:

*(В облике Донна наиболее явно видны черты мифологического персонажа. Донн, без сомнения, был божеством потустороннего мира, и считалось, что его обиталищем был так называемый Дом Донна (Tech Duinn), связывавшийся с южным побережьем Ирландии, точнее, с маленьким скалистым островком у юго-западного берега современного графства Корк. По некоторым верованиям, в Дом Донна отправлялись мертвые (в христианской интерпретации - грешники, прежде чем отправиться в ад).)

Семь спутниц Миля Сыновей, честь велика,
я знаю все их имена,
Tea, Фиал, Фас - воистину к добру,
Скот, Скене, Либен, Одба их зовут.

Tea - у Эримона славных стад.
Фиал - могучая жена Лугайда,
и с ними Фас, супруга Уна, сына Уйкке,
у Аморгена же супруга Скене.

Либен, жена Фуада, - славное имя,
и Скота непорочная, и Одба,
вот жены, истинная правда,
что Миля Сыновей сопровождали.

В день девятнадцатый, не лжет преданье,
вошли Фир Болг под своды Эйре,
а на девятый день за тем
пустились в море Племена Богини.

В семнадцатый же день, без всякого сомнения,
пришли на остров Миля. Сыновья,
у Инбер Скене-славных парусов,
в семнадцатый же на берег ступили.

И сказал тогда Аморген:

- Пусть носит имя Скене эта гавань!

Принялись Сыновья Миля грести один быстрей другого к Ирландии с того самого места, как заметили они впереди берег. Обогнал все корабли Ир, сын Миля, а Эбер Донн, старший из всех, позавидовал ему и сказал:

- Не к добру это, если будет Ир впереди Ита или Лугайда, сына Ита!

В тот же миг раскололось весло в руках Ира, и оттого опрокинулся он на спину и испустил дух на другую ночь. Отвезли его тело к Скеллиг, что у Южного Мыса Корку Дуибне. И всякий раз, когда подплывали Сыновья Миля к Ирландии, чары демонов воздвигали перед ними гавань крутыми горами, словно спина кабана. Оттого и называется Ирландия Кабаньим островом. Трижды проплыли они вокруг Ирландии, пока наконец не ступили на землю у Инбер Скене. Горестны были Эбер Финн, Эримон и Аморген после смерти их брата, и сказали они тогда, что не положено Эберу Донну той самой земли, что пожелал иметь он прежде брата. На другой день умерли Эраннан и Скене, и погребли их у Скене, где до сей поры их могилы.

Когда же Аморген Глуингел, сын Миля, ступил правой ногой на землю Ирландии, то сказал он:

Я ветер на море*,
Я волна в океане,
Я грохот моря,
Я бык семи схваток,
Я ястреб на скале,
Я капля росы,
Я прекрасный цветок,
Я свирепый вепрь,
Я лосось в реке,
Я озеро на равнине,
Я гора в человеке,
Я искусное слово,
Я острие оружия,
Я божество, сотворившее жар головы.
Кто выравнивает склон горы?
Кто возвещает движенье луны?
Кто объявляет место захода солнца?
Кто созывает стада из жилища Тетры**?
Кому улыбаются стада Тетры?
Кто воинство, кто божество, сотворившее клинки в крепости?
Песнь о копье - песнь о ветре?

*(Я ветер на море... - Такая череда отождествлений, такая цепь "превращений" были обычны для ирландских филидов и различных сверхъестественных персонажей.)

**(8 Тетра - скорее всего это важный мифологический персонаж, по функциям в чем-то сходный с Мананнаном, сыном Лера. Тетра также считался правителем счастливого потустороннего мира на островах, а его обитатели назывались "людьми Тетры", "могучими Тетры" и т. д. Богиня войны Бадб была его супругой.)

И еще пропел он, созывая рыбу в устье:

Многорыбное море!
Изобильная твердь!
Тучи рыбы!
Рыб под волнами,
В потоках, словно птиц,
Клокочущее море!
Белый град,
Сотни лососей,
Громадных китов!
Гавани песнь -
Тучи рыбы,
Многорыбное море!

Спустя три дня и три ночи после того обрушились Сыновья Миля на демонов и фоморов, иначе сказать, на Племена Богини Дану в битве при Слиаб Мис*. Пала в ней Фас, жена Уна, сына Уйкке, откуда и названия Ферт Фаис и Глен Фаис, что между Слиаб Мис и морем. И Сражена была Скота, дочь фараона, правителя Египта, что приходилась супругой Эримону, сыну Миля. Некогда Миль, сын Биле, отправился в Египет, и было с ним семь кораблей. Там взял он Скоту в жены, а Эримон взял ее после него. В ту самую ночь, когда пришли в Ирландию Сыновья Миля, изверглось озеро Лох Луигдех, что в Иар Мумайн. И была Слиаб Мис самой несчастливой горой, что встретилась им в Ирландии, ибо там пришлась на их долю самая первая битва.

*(Слиаб Мис - "Гора Дерна", ныне Сливе Мыш (графство Керри). По ряду традиционных версий, там находились могилы Эбера и Эримона (см. сагу "Видение Фингена").)

Раз купался Лугайд, сын Ита, в озере Лох Луигдех, а жена его Фиал купалась в реке, что вытекала из озера. Пришел к ней ее супруг обнаженным, и увидела она его наготу, и умерла от стыда в озере Лох Луигдех. А быть может, это муж увидел ее обнаженной, и не снесла того ее гордость.

Сразились Сыновья Миля в битве при Лифе с демонами в обличье фоморов, что своими чарами наслали на них Племена Богини Дану. Храбро бились в той схватке Эбер и Эримон, сыновья Миля. Сразили в бою коня Эримона, отчего и название Габар Лифе, ибо таково было имя коня.

Потом отправились они дальше и оказались на горе, что над озером Лох Дергдерк. Там заговорили Сыновья Миля с Банба*. Может статься, что было это у Слиаб Мис, но так или иначе, вот что сказала она:

*(Банба - одна из богинь - эпонимов Ирландии, иногда смешивалась или отождествлялась с Кессайр, первой из пришельцев в Ирландию. По одной из традиций, именно Банба пережила потоп на Тул Туинде (см. ниже текст саги со ссылкой на "Книгу из Друим Снехта").)

- Если пришли вы завладеть Ирландией и воистину такова ваша воля, то не с добрым знамением идете.

- Вот уж нет! - сказал на это филид Аморген Глуингел.

- Исполните мою просьбу! - сказала Банба.

- В чем же она? - спросили Сыновья Миля.

- Пусть называют этот остров моим именем! - ответила Банба.

- Как же тебя зовут? - спросили они.

- Банба, - ответила та.

- Пусть наречется этот остров именем Банба, - сказал Аморген

Сказано еще в Книге Друим Снехта, что спросил ее Аморген, от кого она родом.

- Я из потомства Адама, - ответила женщина.

- От кого же из сыновей Ноя ведешь ты свой род? - спросил Аморген.

- Я старше Ноя, - ответила Банба, - и вот на этой горе была я во времена Потопа. Оттого и называется она Тул Туинде*, что до этого холма доходили его воды.

*(Тул Туинде - "Гора Волны".)

Между тем, трудно поверить этому рассказу.

Потом пропели они против нее заклинания и удалилась от них Банба. Тогда заговорили они с Фотла* у Эйблиу. То же, что Банба, говорила она и просила назвать остров ее именем. И сказал Аморген:

*(Фотла - богиня - эпоним Ирландии.)

- Фотла будет зваться этот остров!

Потом заговорили они с Эриу* подле Уснеха. Так сказала

*(Эриу - богиня - эпоним Ирландии.)

- Приветствую вас, о воины! Давно уж провидели мудрецы ваш приход, и вам достанется этот остров до конца дней. Вовеки не найдется лучшего острова к востоку земли, и никогда не появится род достойней, чем ваш.

- Славное это пророчество, - сказал Аморген.

- Не ее благодарить нам за это, - сказал Донн, старший из Сыновей Миля, - но наших богов и могущество.

- Не годится говорить тебе так, - ответила Эриу, - ибо тогда не принесет вам блага этот остров и не будет умножаться здесь ваше потомство. Исполните же мою просьбу, о потомки Миля и род Бреогана, пусть зовется этот остров моим именем!

- Да будет так вовеки веков! - сказал Аморген.

Написано в Книге Друим Снехта, что говорила с ними Эриу на Слиаб Мис и сотворила в ту пору великое воинство, что сразилось с Сыновьями Миля. Но пропели их друиды и филиды заклинания и обернулись воины кусками дерна на склоне горы. Оттого-то и зовется она Слиаб Мис. И еще говорится там, что встретилась с Сыновьями Миля Фотла у Уснеха.

Потом отправились Сыновья Миля и потомки Бреогана дальше и подошли к Друим Каин, что зовется теперь Темра*. Были там три короля Ирландии: Мак Куйл, Мак Кехт и Мак Грене. Попросили они Сыновей Миля, чтобы остался в их власти остров до исхода трех дней и не случалось бы в то время ни грабежа, ни плена, ни битвы. Оттого желали они этого, что замыслили сотворить им вослед заклинания, дабы не могли Сыновья Миля вернуться обратно.

* (Темра - новое звучание названия Тара (см. об этом названии соответствующее место из преданий о "старине мест").)

- Отдадим мы вам то, - сказал Мак Куйл, сын Кермайта, - что присудит вам сам Аморген, ваш брегон, но если решится он сказать неправду, то погибнет от нашей руки.

- Скажи свое слово, о Аморген, - молвил Эбер Донн.

- Вот что скажу я, - ответил Аморген, - пусть останется остров в их власти.

- Куда ж отойти нам? - спросил Эбер Донн.

- Прочь за девять волн, - отвечал Аморген.

И было это первым решением судьи, услышанным в Ирландии среди Сыновей Миля.

О люди, что стремитесь к власти.
За девять волн зеленоплечих, грозных,
Не отойдете вы без покровительства богов могучих,
Пусть разрешится спор! Пусть грянет битва!

Я присужу владение
Землей, куда пришли вы,
Земля по нраву - присуди ее,
Не нравится - не присуждай,
Ни слова вам я не скажу, пока не захотите сами.

- Если бы послушались вы моего совета, - сказал тогда Донн, сын Миля, - то не бывать бы ничему, кроме битвы.

- И со всем вашим могуществом не воротиться вам обратно в Ирландию, - сказали друиды Племен Богини Дану.

Тогда пошли Сыновья Миля на юг от Темры и приблизились к Инбер Феле и Инбер Скене, где были их корабли. Потом отплыли они за девять волн. Тут принялись ирландские друиды и филиды петь против них заклинания, покуда вода со дна моря не выплеснулась на поверхность, ибо воистину могучую бурю подняли они против Сыновей Миля. Отнесла она их далеко на запад Ирландии, где, изнуренные, очутились они на морских волнах.

- Это ветер друидов, - сказал тогда Донн, сын Миля.

- Так и есть, - сказал Аморген, - коли не дует он поверх парусов.

Тогда взобрался на мачту младший в роду Эраннан* и упал оттуда на скалы, так что разметало по ним его члены.

*(Эраннан (Эреннан) - ср. выше в тексте другой вариант его смерти. Такое совмещение разных версий обычно в "Книге Захватов".)

- Не дует он поверх парусов, - вскричал Эраннан, когда,

И был Эраннан рулевым корабля Донна и воспитанником Аморгена.

- Позор нашим мудрецам, - сказал тогда Донн, - что не могли они всей силой одолеть волшбу.

- Нет в том позора, - молвил Аморген, а потом встал и сказал

Стремлюсь я к ирландской земле,
Омытой морем обильным,
Обильны частые горы,
Часты леса многоводные,
Многоводны реки в извивах,
В извивах глубины озер,
Глубок на холме источник,
Источник собраний народа,
Собраний правителя Темры,
Темры, холма народов,
Народов Потомков Миля,
Миля, что был с кораблями.
Великий корабль Ирландия,
Ирландия гор зеленых,
Воистину песнь искусна,
Искусны и жены Бреса,
Брес, жены Буайгне,
Могуча жена Ирландия,
Взял силой ее Эримон,
Стремились к ней Ир и Эбер,
Стремлюсь я к земле ирландской*.

*(...стремлюсь я к земле ирландской. - Это своего рода "поэма творения", которой Аморген как бы вызывает Ирландию к бытию из олицетворяющего хаос океана.)

И тогда немедля стих над ними ветер.

И сказал Донн:

- Острие моего копья и меча будет над каждым ирландцем, только бы нам добраться до берега.

Тут обрушилась буря на корабль, где были Донн и Айрех, два сына Миля, да на тот, где были Брес, Буас и Буайгне, и утонули они оба у Песчаных Холмов, что зовутся Дом Донна - там могила всякого человека. И было с ними тогда двадцать четыре воина, двенадцать женщин, четыре наемника и Дил, жена Донна. Говорят, что была она дочерью Миля и что сам Эримон возложил на нее дерн и сказал: "Вот дерн над Дил".

Одба была дочерью Миля и матерью трех сыновей Эримона: Муймне, Луйгне и Лайгне. Ее-то и покинул Эримон в Испании, а взял себе в жены Tea. Приплыла Одба на одном корабле со своими сыновьями, и те кормили ее, пока не испустила она дух у Одба, отчего и стало так зваться это место. Вместо Одба взял Эримон Tea, дочь Лугайда, сына Ита, и в приданое себе выбрала она холм, что звался Друим Каин, а иначе Темра. Темайр значит Стена Tea, как говорят ученые люди.

Вот каковы имена Темры во времена Захватов. Лиатдруим звалась она во время захвата Немеда, по имени Лиата, сына Лайгне, что расчистил ту гору. Друим Каин звалась она при Фир Болг по имени Каина, сына Фиаху Кендфиннана. Холм Трех Мужей или Каирн Одинокого было ее название во времена Эохайда, сына Эрка. Катайр Кройнд называлась она при Племенах Богини Дану по имени Кройнд, дочери Аллота, что была там погребена, отчего и говорилось: Катайр Кройнд. Темрой звалась она при Сыновьях Миля по имени Tea, дочери Лугайда. Так пели о том ученые люди* [...].

*(...ученые люди... - Далее пропущена не вполне ясная поэтическая вставка.)

Поплыл Эримон по левую руку вокруг Ирландии на северо-восток и с тридцатью кораблями пристал у Инбер Колпта. И было это в тот год, когда Александр Великий, сын Филипа, дал битву, где сражен был Дарий Великий, сын Арзамеса, последний правитель персов; через семь лет после смерти Белхаззара и взятия Вавилона Киром Великим, сыном Дария, и освобождения пленников из неволи вавилонской, ибо это Белхаззар вверг их в нее, а Кир освободил. Был Белхаззар последним правителем халдеев, а Кир славнейшим владыкой персов. Так это было по связи времен, а по общему разумению пришли Сыновья Миля в Ирландию в Третьем Веке Мира. [...]

Вышел на берег Эримон со своими людьми у Инбер Колпта, и был Колпта, сын Миля, тем, кто показывал им путь. Первым ступил он на землю, и оттого получило это место свое название - Инбер Колпта. А после самих сыновей Бреогана ничего не осталось в Ирландии, если не считать названий крепостей, что они построили.

Сын Бреогана, первейший в роду,
Любому оружью назначено место,
Воинов ты прародитель морских,
Бреогу, что стал жить на Бреге.

Биле, что многою славой кичился,
Куалу, Куальнге, прославленный Ит,
Муиртемне, что дал свое имя просторной долине,
И бешеный Блад из Слиаб Бладмаи.

Что же до Сетга, Сурги и Собайрхе, то о потомстве их ничего не известно, код и оно и быдо.

После сражения при Тальтиу* и бегства Племен Богини Дану, чьих трех королей да трех королев погубили гам Сыновья Миля, поделили они Ирландию, и взял себе Эримон - север, а Эбер - юг. [...]

*(Тальтиу - одно из священных мест Ирландии, где в дохристианские времена и в эпоху раннего христианства периодически устраивались народные собрания и праздники. Тальтиу (по имени супруги одного из королей Фир Болг) связывали прежде всего с традициями воинской доблести и королевской власти. Празднества здесь проводились на Лугназад (1 августа), когда, как считалось, в Ирландию приплыли Фир Болг.)

Эбер, сын Ира*, - от него ведут род Оллом Фотла, иначе потомство Рудрайге и Коналла Кернаха, Фергуса, сына Ройга, со многими иными племенами, а с ними и все улады. От него ведут род Конмаикне, Киаррайге, Коркомруад, Уайне, Дал Mora Руит, Лаигсе, что в Лейнстере, Ара Клиах, все семь родов Согайн, потомство Конхобара и Келтхайра.

*(Эбер, сын Ира... - Далее следует образец генеалогического творчества, где называются основные родовые и племенные объединения Ирландии. "Книга Захвата" дает неоднозначную и не всегда совпадающую с другими источниками версию их происхождения.)

От Эримона же, стоявшего во главе воинства, идут Лет Куин и четыре семьи Темры, Конал, Эоган, Колман, Аэд Слане. От него же и три рода Коннахта - Уи Бриуйн из Брефне, Уи Муйредайг, Уи Фиакрах и потомство Колласа, где бы ни было оно - в Ирландии или Шотландии. От него ведут род Байгне, Осрайге, Десси из Мунстера, Орбрайге, Фотарта, Дал Риата и Дал Фиатах, иначе улады, Албанайг, Эрна из Мунстера, от которых потомство Дедада, сына Сина, Конайре Великого, сына Этерскела из Мунстера, и потомство Бриана, сына Эохаида Менна, и Ниалла, сына Эохайда. Вот потомство Эримона, о котором стоит упомянуть, не считая тех многих, о которых говорят предания, но не пишется в Захватах из-за их ничтожества. [...]

Теперь о потомстве Эбера по всей Ирландии. От него идут Дал Кайс, Дал Кейн, Делбна, Северные Десси, Дал Мескорб, Дал Матрах, Уи Дердуйб, Катрайге, Эйле, Туат Туйрбе, Эоганахты из Кайсиля, из Айне, из Лох Лейн, из Райтлинн, из Гленнамнах, из Ара, из Рос Айргид, Лемнайг из Шотландии, Эоганахты из Дурлас Айртир Клиах. Вот все потомство Эбера.

Десять вождей потеряли они на море и на земле с тех пор, как отплыли из Испании до самого покорения Ирландии; восемь вождей, и среди них король Донн, а еще Биле, сын Бриг, Айрех Фебруад, Брес, Буас, Буайгне, что утонули вместе с кораблем Донна, Ир, умерший и погребенный на Скеллиг, Эраннан, что погиб подле устья иль в море, когда упал с мачты, Куальнге и Фуад, сраженные демонами, - вот сколько потеряли они благородных людей, не считая женщин, воинов и детей.

Шесть королев потеряли они к тому же в ту пору - Буан, жену Биле, Дил, дочь Миля, что погибла вместе с Донном, Скене, иначе Деллсайре, жену Аморгена Глуингела, сына Миля, от которой и пошло название Инбер Скене. Умерла его жена вместе с Иром, а жена Ира вместе с Муиртемне. А еще погибла Фиал, жена Лугайда, когда узрела наготу своего мужа, купавшегося в Инбер Фейле, отчего и пошло это название. Было это в ту самую ночь, когда изверглось озеро Лох Луигдех. Оплакивал ее муж, и был это первый плач в Ирландии:

Здесь мы сидим у воды,
холодом веет,
зубы стучат, и огромно горе,
горе, что выпало мне.

Скажу вам, скончалась жена,
слава ее велика,
Фиал ей имя, узрев наготу,
на чистых прибрежных камнях.

Горестный сказ, тяжко услышать,
воина наготу
узрела она, сидя здесь,
здесь мы сидим.

И разгорелся после битвы при Тальтиу спор между сыновьями Миля, Эбером и Эримоном, о том, кому править Ирландией. Привели к ним Аморгена, дабы покончил он эту тяжбу. И сказал Аморген:

- Власть вождя Донна пусть остается второму, Эримону, а от него Эберу.

Вот три первых решения судьи между Сыновьями Миля в Ирландии: то, что произнес Аморген в Темре, то, что вынес он здесь, у Слиаб Мис, и то, что произнес он у Кенн Сайле о диких вепрях и четвероногих. [...]

И тогда отправились шесть вождей на юг, а семь с Эримоном на север, и власть над югом досталась Эберу, а над севером - Эримону. Пошли на юг Эбер Финн, Лугайд, сын Ита, Этан, сын Уйкке, Ун, сын Уйкке, Кайхер и Фулман. На север пошли Эримон, Эбер, сын Ира, Аморген, сын Гостена, Сетга, Собайрке, Сурге. Так сказал об этом Ройгне филид, сын Угайне Великого, когда спросили его о брате Мале, сыне Угайне:

Благородный потомок Угайне,
Как изведать нам быль про Ирландию?
Сам Фейниус Фарсайд, И предан он был
Зачатье отца всех, Гайдиля,
От прекрасной дщери фараона,
И вот племя Дагда явилось,
С грохотом славного войска.
Погублен тогда был Кинкрис,
В Красном Море потоплен,
Потом они плыли по морю
И Скифии дальней достигли,
Что разорил Эбер Скот,
Когда погубили Рефлойра
И Агномана с Ламфиндом,
По Каспию плыли они,
В Либис вошли,
И поплыли к Ториан,
Минули Африку,
Выйдя к Испании,
Где был зачат Эримон
И брат его Эбер от Миля,
Вскорости Брего и Биле
За Ита отмстить собрались
И на своих кораблях,
Всем им число шестьдесят,
Вышли в поход и, вернувшись,
Власть над страной поделили,
Дважды по шесть вождей,
Вот она правда предания,
Все я вам верно сказал.

А возможно, что было их дважды по шесть вождей, как сообщается в книгах - шесть сыновей Миля и шесть сыновей Бреогана. Шесть сыновей Бреогана - Брего, Биле, Фуат, Блад, Куалу, Куальнге. Шесть сыновей Миля - Эримон, Эбер, Айрех, Аймирген, Колпта, Ир. Говорят ученые люди, что прибыл в Ирландию Ир, сын Ита, вместе с Лугайдом, сыном Ита. Потомство Ира в Ирландии - Мускрайге, Корку Байскин, Корку Дуйбне и много иных народов. [...]

Вот как захватили Ирландию гойделы после многих плаваний по морю от Скифской, Греции до Башни Немрода, а от Башни Немрода до великого королевства Скифия, а оттуда через множество других стран в Испанию, а из Испании в Ирландию. Ступили они на землю при Тальтиу и сразились там с Племенами Богини Дану Здесь конец рассказа о Захвате Сыновей Миля.