Немного о самих Кельтах.
Кельты… Древний народ, обладавший колоссальными знаниями в области магии, различных искусств и военном деле, видящий живое во всем. Когда-то давно Кельты создали могущественную империю на территории современной Европы, и покорили множество народов. Но постепенно сила их угасла, и кельты были практически уничтожены как единый народ. Кто смог перебрались на Британские острова и именно из литературных источников Ирландии, Шотландии, Уэльса и отчасти Англии, современные ученые получают информацию об этом древнем и необычном народе.
Кельты были близки к природе и самые важные события в их жизни были связаны именно с ней – важные кельтские праздники связаны со сменой лета и зимы, а так же с днями летнего и зимнего солнцестояния и осенним и весенним равноденствием. Самой важной кастой в кельтском обществе была каста жрецов, в которой главенствующее место занимали Друиды. Именно они отвечали за духовное развитие людей, и именно они руководили любыми наиболее значимыми обрядами. Кельты верили в духов и фей, в различных богов, и, как и любой народ, стремились защититься от одних и получить милость от других.
Письменных источников, которые раскрыли бы хоть некоторые тайны Кельтской цивилизации, практически не существует, имеются лишь легенды и то, что было записано первыми христианскими священниками, прибывшими на Британские острова. А так же есть описание кельтской культуры римскими историками, хотя и несколько неадекватное, так как историки эти не знали сути того, что записывают. Но это не значит, что кельтская культура исчезла совсем. Отголоски древних обычаев кельтов, отголоски их веры, можно встретить во многих культурах. И самое интересное, на мой взгляд, то, что кельтские обряды во время важных праздников практически не отличаются от праздников…Славян. Есть мнение, что Кельты и Славяне в далекой древности были единым народом, а традиции и культура этих народов говорит о том, что это мнение очень близко к истине.

Ритуалы и обряды для защиты или достижения целей

Самые действенные ритуалы совершались в самые магические ночи – в ночь с 30 апреля на 1 мая (праздник Бельтайн), в ночь с 31 октября на 1 ноября (Самайн). А так же Имболк (1 февраля) и Лугнасад (1 августа), Ман Геври (21 декабря), Ман Ари (21 марта), Ман Саури (21 июня), Ман Фовэрь (21 сентября)

Бельтайн считался одним из самых важных праздников и знаменовал смену зимы на лето. В эту ночь на холмах разжигали огромные священные костры, чтобы прогнать зло и болезни.
Костров могло быть два на небольшом расстоянии друг от друга. Разжигались они следующим образом:
В разжигании костра участвовали 9 мужчин (друиды), который предварительно проверяли, чтобы у них с собой не было никаких железных предметов. Мужчины собирали хворост из 9 разных деревьев (обязательным деревом был дуб). Затем выбирался один из этих девяти человек для того, чтобы двумя дубовыми щепками, с помощью трения друг о друга, получить «Примитивный огонь». Этот костер или два костра назывались coelcerth. Чары этого огня (самым важным был тот, что разжигали друиды на холме Уснех) должны были уничтожить болезни и отогнать злые силы.
В эту ночь гасились все огни в домах и зажигались вновь только от Священного огня.
Для очищения после зимы и для предохранения от различных болезней, несчастий и неудач, люди проходили между двумя кострами Бельтайна (если костер был один, то проходили через дым от костра). Стада и отары впервые после зимы выпускали из хлевов именно в Бельтайн, так же весь скот проводили между двумя кострами для очищения от любых болезней.
Для привлечения удачи в течение наступающего года на поле в Бельтайн приносили в жертву овцу или барана, сжигая его целиком.
Считалось, что в ночь на Бельтайн граница между миром людей и миром Фей (фейри, сиды) практически исчезала. Поэтому необходимо было защититься от любого колдовства. Одним из способов защитить себя от различных невзгод имущественного характера, был отказ делиться в этот день с кем-либо огнем, водой или пищей.
Для привлечения себе различных благ в Бельтайн использовали Майское дерево – это дерево ставили посреди селения и завязывали на нем лоскутки. На каждый лоскуток загадывали желание. Важным была цветовая гамма лоскутков: голубой означал защиту, темно-зеленый – процветание, красный – любовь, темно-фиолетовый и темно-синий – магия, остальные считались даром духу дерева.

На день Весеннего равноденствия (Ман Ари, 21 марта) друиды совершали шествие с факелами для охраны и благополучия посевов на полях, для успеха в войнах и для защиты от злых сил.

Лугнасад (1 августа) был днем начала жатвы и сбора урожая. В этот день пекли первый каравай из зерна нового урожая, а так же устраивали пир. Кельты верили, что пир, устроенный в Лугнасад привлечет богатый урожай и обилие молока, будут избавлены от вторжений, что будет суд справедливым, в домах воцарится благоденствие, земля подарит богатые плоды, а в реках, озерах и заливах не переведется рыба. Кельты так же верили, что качество урожая отражает качество правления вождя, поэтому именно вождь устраивал самый грандиозный пир.
Сбор урожая сопровождался особыми ритуалами. Например, при сборе зерновых нельзя было срезать последнюю несжатую полоску обычным способом. Поэтому в нее жнецы метали серпы, пока не срежется последний колос. Кельты верили, что в последнем снопе остается дух зерна, поэтому из этого последнего снопа делали Матерь Хлеба (Мать Урожая). Сноп связывали в форме женской фигуры, одевали и украшали. Нарядом для фигуры служили юбка или передник из ткани, ожерелья и браслеты, ленты и цветы.
Урожай собирали до Самайна. То, что осталась из урожая после Самайна, считалось испорченным злым духом.

В Самайн тоже совершались очистительные и защитные ритуалы. Так как это была ночь, когда духи умерших проникали в наш мир, то считалось опасным выходить ночью на улицу, свистеть, звать кого-то по имени – это все могло нарушить покой духов и разозлить их. Так же не следовало оставлять окна и двери раскрытыми, иначе проникшие в дом духи мертвых могут навредить живым.

Одним из очистительных обрядов, не относящимся к праздникам, у друидов считалось купание. Вода, как и Огонь, несли в себе магическую силу, поэтому омовение тела защищает человека от нападения демонов. Особенно почиталось опрыскивание дождевой водой или водой из священных источников.

Обереги

Кроме различных ритуалов и обрядов во время праздников использовались различные амулеты и обереги.

Основным оберегом в ночь на Бельтайн, когда феи и колдуны получали большую силу, считались ветки рябины, укрепленные над входом в дом и хлев – эти ветки отгоняли различные злые силы. Но рябина использовалась не только в Бельтайн – она вообще считалась ведьмовским деревом и применялась как семейный оберег. Из рябины изготовлялись различные обереги и амулеты, защищавшие от всякого тайного влияния колдунов.
На ворота вешали ветки боярышника, который считался деревом надежды, удовольствия и защиты.
Еще одним защитным деревом в Бельтайн был ясень. Ветками ясеня украшали дом, а юноши водили хороводы вокруг костров с ветками ясеня в руках. Из ясеня на Бельтайн делали обод и прогоняли через него весь скот – для защиты от всякого зла. Так же маленькие кусочки ясеня либо ветка ясеня с зарубками помещались над дверьми хлева – «Ясень в закромах, ведьмы – вон» - так говорили кельты.
Кроме того, древние кельты связывали ясень с водой и морем, поэтому моряки, отправляясь в путешествие, брали собой оберег вырезанный из ясеня в виде равностороннего креста.
В Бельтайн особую роль придавали огню. Очистительное и охранное значение огня сводилось к тому, что огонь уничтожает все отрицательные влияния, защищает общину или дом от всех бедствий, которые могут угрожать в течении лета (от Бельтайна до Самайна), например, гром, молния, град, болезни, злые чары колдунов.
В более узком значении, кельты считали, что головни от костров, уголья и пепел являются оберегами от молний.

На Имболк – символ возрождения, роста, обновления и начала весны, кельты вешали на свой дом метелку из колосков в качестве оберега.
Так же в этот день плелись кресты святой Бригиты – оберег в форме креста, защищающий дом и его обитателей от болезней и невзгод в течении всего года. Плетется он из соломы или тростника и помещается над входной дверью.

Подкова, считающаяся в настоящее время талисманом для привлечения удачи, у кельтов была оберегом от фей (фейри) и других непрошенных гостей, для этого ее прибивали над дверью. Кроме того считалось, что подкова спасает от попадания молнии и налета ведьм, поэтому подковы вешали не только над дверью, но и над окнами, камином, печью и т.д., где в дом могли пробраться злые силы. Моряки верили, что подкова защищает корабль от бурь, и прибивали подкову к мачтам корабля.

Омела в качестве оберега от болезней и зла очень почиталась среди друидов, которые считали омелу святым растением, особенно если эту омелу находили на дубе.

Жезлы из ивы так же почитались друидами в качестве оберегов.

Амулеты

В качестве амулета в Бельтайн использовались листья бузины, подвешенные над дверью. Собирали листья на заре 1 мая. Подойдя к кусту бузины нужно было произнести примерно следующее:
«Листья бузины, идемте со мной,
Волшебные, как число три»
Затем связывают листья зеленой нитью и вешают над дверным проемом со словами:
«Бузина над дверью –
Счастье на порог»
Связано это с тем, что бузина считалось деревом, к которому благоволили феи, поэтому оно привлекало их благословение и защиту.

Когда кельты прогоняли скот между двух огней в ночь на Бельтайн и в день летнего солнцестояния, то на спину животным могли ставить тавро раскаленными ветвями орешника. Считалось, что это оградит скот от злых чар и несчастий. Лошадям с этой же целью ветви орешника вплетали в гриву. Сами кельты носили амулеты из орешника для укрепления здоровья и как средство защиты от всех напастей.

На Имболк в качестве амулета плодородия плелась куколка из пшеничной соломы, овса или кукурузы. Ее наряжали в наряд невесты, сделанный из белых кружевных носовых платочков или из кусочков белого кружева, лент и полотна. Для увеличения силы куколки, ее украшали ожерельем, бусами или другими символами богини Бригит, которой эта куколка и посвящалась. Куколке приносили в жертву еду – молоко, сливки, масло. Называли куколку – Дева Хлеба.

На осеннее равноденствие набирали магическую силу растения красного цвета. Такие растения считались пищей богов, а на осеннее равноденствие из красных растений изготовляли самые действенные амулеты, например, ожерелье из рябины.

В качестве индивидуального или коллективного амулета от болезней кельты могли использовать пентаграмму, называемую ими «След друида». Пентаграмму обычно рисовали на доме над дверью или окном. А так же могли чертить на земле перед домом, концом от двери.
Те, кто хотел увидеть или привлечь к себе фей, использовали следующие амулеты:
- так как считалось, что фей живут на дубах, особенно дуплистых, то для привлечения фей носили с собой желуди.
- небольшие пучки «ведьминой метлы» (омелы) использовали для связи с владениями фей. Дерево, на котором выросла омела, так же считалось деревом фей.
- Для того, чтобы открыть канал, помогающий увидеть фей, кельты носили с собой камень селенит.

Плиний в своей работе описал весьма необычный амулет, который он увидел у кельтов, а точнее у друидов. Это было так называемое «змеиное яйцо», возникшее из пены змей, которые извивались вместе. Змеи бросали «яйцо» в воздух, а тот, кто увидит его, должен поймать его в свой плащ раньше, чем оно упадет, и бежать к стремительному потоку, за которым змеи не смогут его преследовать. Считалось, что этот амулет дает своему хозяину доступ к правителям или к судебным процессам.

Тот же Плиний упоминает о коралле как об амулете кельтов, говоря что кельты носили коралл с собой либо вставляли его в оружие и посуду. Так же иногда принимали порошок из коралла в качестве лекарства.
Кроме того, при раскопках древних захоронений были обнаружены мраморные шарики, кварцевая галька, образцы зубов кабана или куски янтаря, которые так же можно считать амулетами. Кроме этого были обнаружены небольшие фигурки кабана, лошади и быка с кольцом для подвешивания к ожерелью, которые, возможно, так же носились как амулеты.
Настоящее время

В настоящее время, когда информация о кельтах и других древних народах стала более доступна, стали доступны и крупицы их магических знаний. Поэтому стали очень популярны различные кельтские символики. Но магглы – это магглы, поэтому очень часто древние символы толкуются совершенно не так, как толковались в древности.
Кельтские мотивы стали очень популярны из-за их необычности, поэтому ни один маггловский магазин с талисманами и амулетами не обходится без «кельтских» амулетов, талисманов и оберегов.