С самых первых версий Сильмариллиона – то есть, с «Книги Утраченных Сказаний» прослеживается мысль, что приход эльдар в Валинор был некоей «ошибкой Валар», хотя и сделанной из лучших побуждений.

«Утраченные Сказания»

«Может быть, и в самом деле, реши боги по-иному, мир был бы сейчас прекраснее, а эльдар – счастливее, но никогда не достичь им того великолепия, тех знаний и красоты, каковыми владели они встарь, а советы Мелько меньше повредили бы им».

Далее эта мысль прослеживается еще более четко. В «Квэнта Сильмариллион» из 5 тома HOME сказано:

«В этом призыве многие видели причину бедствий, что случились позже, считая, что Валар ошиблись и ушли в сторону от намерений Илуватара, хоть и с благой целью. Но такова была судьба Мира, которая в конце не сможет противоречить замыслу Илуватара.»

«Квэнта Сильмариллион» из 10 тома HOME:

«И некоторые (а главой их был Ульмо) считали, что должно оставить квэнди бродить по собственной воле в Средиземье, и пусть они с помощью своего мастерства устраивают землю и лечат ее раны. Но большая часть Валар боялись за квэнди в опасном мире, залитом лишь неверным светом звезд; более того, они полюбили красу эльфов и жаждали их дружбы. Поэтому, в конце концов, Валар призвали квэнди в Валинор, дабы они жили вечно у ног богов в свете благословенных Древ. И Мандос, что молчал во время всего спора, сказал: «Так суждено». Из этого призыва произошли многие грядущие беды; но все же те, кто полагает, что Валар ошиблись, думая больше о блаженстве Валинора, чем о Земле, и желая нарушить волю Илуватара лишь ради своего довольства, говорят языком Мелькора.

Это (поход в Валинор) содеяли они (эльдар) по собственной воле, но все же были склонены к такому решению величием богов еще до того, как их мудрость обрела полную силу».

В опубликованном Сильмариллионе этот отрывок повторен дословно, но заканчивается словами «произошли многие грядущие беды».

В «Истории Финвэ и Мириэли» сказано:

«Так говорил Ульмо, который был несогласен с советом валар, когда они привели Мелькора Исказителя в Мандос после его поражения. [Добавлено: И он любил эльфов (и людей потом), но по-иному, нежели Ауле, и считал, что их следует предоставить их судьбе, как бы опасно это не казалось. Так после увидели, что хотя он и любил Феанора и всех нолдор более прохладно, он был более милосерден к их ошибкам и неправедным деяниям.]»

«Беседа Манвэ и Эру» (приложение к Атрабет):
«И сказал Манвэ:
- Есть ли Твоя воля на то, чтобы мы совершили это? Ибо мы страшимся вмешиваться в дела Твоих Детей.
И ответил Эру:
- Разве не вручил Я валар правление Ардой и власть над всем веществом ее, чтобы творить из нее, что они хотят, по Моей воле? И вы не пренебрегали этим. Что же до Моих Перворожденных - разве не привели вы многих из них в Аман из Средиземья, где Я поселил их?
И ответил Манвэ:
- Мы сделали это, боясь Мелькора, и с благими намерениями, хотя и не без опасений. Но воздействовать нашей властью на плоть, сотворенную Тобой, дом духа Детей Твоих, кажется нам чем-то превосходящим наши права, даже не будь это превыше нашего искусства.»
Еще более любопытна цитата из эссэ Толкина, приведенная в «Парме Эльдаламберион 17»:
«*Таким образом, приглашение эльдар в Валинор и жизнь там без угрозы Мелькора, фактически, было отклонением от замысла Эру. Оно произошло из опасения, и можно сказать, было провалом веры Валар Эру, из опасения и страха перед Мелькором, и решение эльдар согласиться на приглашение было сделано из-за ошеломляющего эффекта их знакомства в юности, лишенной опыта, с блаженством Амана и красотой и величием Валар. Оно имело катастрофические последствия, что проявилось в умалении эльфов Средиземья и лишении людей большей доли предназначенной им помощи и обучения «старшими братьями», и более опасным оставлением их на милость силы и лжи Мелькора. Также, фактически, природе эльфов противоречила жизнь под защитой в Амане, а не (как было им предназначено) в Средиземье, и таким образом, еще одним последствием был мятеж нолдор.»
Таким образом, из этих цитат складывается четкая картина: призыв эльфов в Валинор был ошибкой Валар (хотя и сделанной из благих побуждений) и привел к бедам, которые выразились в мятеже нолдор и Исходе. Эльфы были склонены к такому решению из-за благоговейного страха перед величием Валар до того, как обрели полную мудрость. По природе эльфам было назначено жить в Средиземье, устраивать его и исцелять раны, а также быть наставниками людей. Однако ваниар, которые не имели желания возвращаться в Средиземье, позиционируются как «Высокие Эльфы, Благие Эльфы» и вообще – самые благородные из эльдар. Таким образом, получается, что эльфы, следующие ошибочному призыву и не жалеющие о том, тем не менее «мудры, высоки и благородны», и со стороны автора нет ни малейшего намека на их осуждение. Также нигде не указано, что авари, «непожелавшие» стали выше эльдар – наоборот, авари всегда считались более невежественными и слабыми, чем эльдар, а сердца всех мориквэнди часто были более «темными». Стремление же к свету Дерев считалось благом, а не грехом или ошибкой.
Таким образом, здесь мне видится логическое противоречие, которое можно разрешить так: стремление к свету – благо, поэтому те, кто стремятся – благородны и высоки, но Валар не следовало укрывать свет Дерев внутри одного Валинора (тем более, что и там он был уничтожен) и затворяться там самим, а надо было не покидать Средиземья и учить эльфов там (хотя по большей части им следовало учиться самим). Тогда бы стремление к свету и желание жить в Средиземье не противоречили бы друг другу, и многих бед удалось бы избежать.